26.02.06

А чего с челноками бороться, когда их и так уже нет? считают таможенники на границе России с Украиной

Таможенный пост железнодорожной станции Брянск-I. Инспекторы обыскивают потолочные перекрытия, туалеты и мусорки, граждане покорно протягивают сонными руками паспорта и сами подтягивают дорожные сумки поближе к таможеннику. Начальник смены, старший таможенный инспектор Сергей Сацук сочувствует корреспонденту: Напрасно вы ночь потратите. Я бы с удовольствием организовал вам челноков, да где их теперь возьмешь?! Это ж раритет...

Последняя, изрядно оскудевшая уже волна была в 2000 2003-м. Молдаване и украинцы везли от нас дешевые тряпки и обувь, а к нам продукты и посуду. Два года назад им на предприятиях зарплату выдавали посудой и постельным бельем. Еще сахар везли к нам мешками. Наши с удовольствием покупали: на треть дешевле все же. А сейчас сахар стал у них дороже, чем у нас.

Потом возить в массовом порядке стало невыгодно, потому как взлетели и цены, и таможенные пошлины, и стоимость всяких прочих платежей

Так с помощью прочих платежей ведь можно? осторожно спрашиваю, закрывая блокнот.

Это не такое массовое явление, как вам кажется. Нас проверяют, над проверяющими свой контроль. Потом люди чего-то предлагают, а потом жалобы пишут. С 1995 по 2000 год сменилась половина инспекторов.

Сейчас, по словам Сацука, основные челноки это лимитчики, отработавшие в Москве. Везут домой кто чего уволок: хохлы гвоздики-шурупчики, молдаване - наидешевейшие тряпки вплоть до стоптанной обуви, явно со свалки

Челноки у нас сейчас такие Сергей Иванович надевает очки и открывает рабочий журнал. 249 блоков сигарет в черниговском поезде 7 ноября. Через три дня 415 коробок медикаментов и 650 CD- дисков на вывоз из России. Еще через три дня 220 зарядников для мобильных в поезде Киев Москва. И в этот же день 75 бутылок виски и ликера в поезде Одесса Москва. На следующий день у проводника нашли 37 000 резисторов на 18 000 рублей. Как видите, день на день не приходится.

Жалкие остатки настоящей армии брянских челночников ездят сейчас только на Черкизовский рынок. Бывшая Лилия Викторовна, ныне пенсионерка, поведала о реальном деле. В Харькове есть место, где можно взять шикарные куртки по 500 рублей. Ее знакомая оттуда везет их в Москву и продает на Черкизовском уже по 800. А Лилия Викторовна закупает у нее и в Брянске продает по 1500 рублей. У черкизовской знакомой десятилетняя дружба на всех постах со всеми службами и оборот 30 000 долларов. А маленький человек Лилия Викторовна дальше Москвы никак.

А вот если бы правительство наше не придумывало всякое, чтоб маленьких обижать, то в Брянске в полтора-два раза дешевле можно было бы одеваться, уверена Лилия Викторовна.

Крупный же бизнес, по ее рассуждению, поступит так. Наймет не одного, а двоих, пятерых, десятерых перевозчиков. Каждый из них незадекларированным образом провезет по 35 кило товара, тем самым свято исполнив волю правительства. А увеличившиеся расходы заложит в стоимость товара. Дороже станет барахло. И расплачиваться за борьбу с челночничеством по-любому будет покупатель.

Огонек 26.02.06