03.12.14

А был ли реэкспорт? Взгляд из Беларуси

В торгово-экономических отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией возникли очередные трудности.

С конца ноября решением «Россельхознадзора» был ограничен экспорт продукции ряда белорусских предприятий пищевой промышленности на российский рынок, а также запрещён транзит белорусской продукции через территорию РФ в третьи страны.

В качестве претензий российского контролирующего органа звучат якобы невыполнение требований безопасности белорусскими производителями мясных и молочных продуктов, а также подозрения в организации схем реэкспорта из стран Евросоюза и Северной Америки, в отношении которых Россия ввела экономические санкции.

Ситуация выглядит достаточно странно с учётом того, что согласно договорам о Союзном Государстве, Таможенном союзе между странами существует свободное перемещение товаров, притом не только между Россией и Беларусью, но также и из Беларуси в Казахстан через территорию России. Фактическое одностороннее введение российской стороной таможенного контроля на основании всего лишь «подозрений» не только чревато экономическими потерями для белорусских предприятий, их партнёров в России, Казахстане и других странах, но противоречит соглашениям о едином таможенном пространстве, подрывает сам престиж интеграции накануне старта Евразийского экономического союза.

Таким образом, действия «Россельхознадзора» создают крайне опасный прецедент для евразийской интеграции, когда любые договорённости могут быть фактически денонсированы даже без необходимой юридической процедуры, если на то будет политическая воля или «подозрения» органов государственного управления одной из стран-участниц.

Без вины виноватые?

Как всегда бывает, когда «Россельхознадзор» вдруг находит какие-нибудь недостатки в грузинских, молдавских, литовских или белорусских продуктах питания, к компании дискредитации подключается российская пресса. Многочисленные журналистские «расследования», комментарии «экспертов», часто необоснованные обвинения приводят к тому, что чисто межведомственный узкоспециализированный хозяйственный вопрос выносится на политический уровень межгосударственных отношений.

При этом, если в официальном заявлении «Россельхознадзора» говорится о том, что «существуют подозрения, что под видом белорусской продукции может быть организован реэкспорт товаров санкционной группы», то публицистика журналистов уже давно определила белорусскую сторону как виновную. Так, с лёгкой руки медийных «киллеров», без всякого следствия, а тем более исчерпывающих доказательств, «хитрые белорусы» назначены ответственными за то, что «в трудные времена» «наживаются» на «экономической войне» между Россией и Западом.

С правовой точки зрения очень сложно комментировать решения «Россельхознадзора», принятые на основании предположений «может быть» и «существуют подозрения», но следует отметить, что просьбу белорусского представителя в Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского не вводить ограничения до получения результатов официальной проверки российские партнёры почему-то не услышали и оставили без внимания.

История вопроса

К сожалению, Российская Федерация до сих пор не может полноценно решить задачи собственной продовольственной безопасности. Например, по крайне позитивным официальным данным главы российского правительства Дмитрия Медведева, показатели обеспеченности по мясу и мясопродуктам — около 75%, по молочным — около 60%. Если брать отдельную номенклатуру, то наиболее неприятная ситуация сложилась на рынке говядины (около 37%), и сыров (53,2%).

В этих условиях, ввязываясь в экономическое противостояние со странами ЕС, чья доля в российском импорте, например, сыров и творога составляла около 62%, руководство РФ должно было позаботиться об интересах продовольственной безопасности государства и нуждах рядовых потребителей.

Конечно, одной из основных надежд России в плане обеспечения продуктами питания была и остаётся Республика Беларусь. Согласно статистике, того же сыра российский рынок потребляет около 800 тыс. тонн ежегодно, при этом около 400 тыс. тонн составляет импорт, из которых примерно 25% — продукция белорусского производства. При этом изначально было очевидно, что возможности белорусских предприятий далеко не безграничны, поэтому официальный Минск на уровне правительства ещё в августе 2014-го года согласовал с «Россельхознадзором» право на переработку заграничного сырья белорусскими производителями с дальнейшей реализацией на рынке России.

Конечно, такие договорённости определённым образом повлияли на стратегию внешнеэкономической деятельности ряда белорусских предприятий. Скажем, только с поляками были подписаны протоколы о намерениях приобретать до 200 тысяч тонн молока ежемесячно с целью дальнейшей переработки, однако эти объёмы крайне малы для организации реэкспорта и рассчитывались исходя из имеющихся мощностей белорусских производителей.

Кому выгодно?

Между тем, сразу же после введения экономических санкций РФ в отношении западных стран в материалах российской прессы начали муссировать тему некой «чрезвычайной выгоды» для экономики Беларуси подобного положения, а официальные лица РФ стали предупреждать союзников о недопустимости реэкспорта иностранных товаров.

Выгода, безусловно, есть, однако масштабы предполагаемой прибыли явно завышаются, так же как и соблазн организовать серую схему, скорее, находится ближе к российским правилам хозяйствования, нежели к белорусским.

К примеру, согласно оперативной информации министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в сентябре 2014 года экспорт сельскохозяйственной продукции вырос всего на 10,2% по сравнению с сентябрём 2013, что составило в чистом денежном выражении около 27 млн долларов США.

После девальвации российского рубля эти «сверхприбыли» вообще стало трудно подсчитать, а тот же Минсельхозпрод Беларуси говорит уже не о выгоде, а о потерях белорусских производителей в результате обесценивания российской национальной валюты, которые согласно подсчётам экономистов достигают 160 млн долларов.

То есть, те 10–15% роста белорусских поставок на российский рынок вряд ли позволяют заметить «бешеный скачек» экспорта, который может вызвать «подозрения» «Россельхознадзора», а «сумасшедшие прибыли» весьма сомнительны и даже если имеют место быть, то их удельный вес ничтожен в масштабах не только российской, но даже белорусской экономики.

В этих условиях в белорусском экспертном сообществе сложилось мнение о том, что истинной целью «атаки» «Россельхознадзора» была вовсе не ликвидация весьма условных схем реэкспорта, а попытка определённых финансовых кругов РФ взять под контроль прибыльные предприятия белорусского сельскохозяйственного сектора.

Не исключено, что крупный российский бизнес действительно поверил в возможность получать серьёзные барыши, занимаясь реэкспортом с белорусских позиций, а инструментом давления, как уже не раз бывало, выступила государственная институция — в этот раз «Россельхознадзор».

По закону, а не «по понятиям»

В настоящий момент между белорусской и российской сторонами идут интенсивные консультации, по итогам которых ожидается, что поставки белорусской продукции, так же как и транзит, возобновятся со 2 декабря 2014 года. Такой поворот к прежнему «статус кво» ещё больше добавляет недоверия относительно достоверности всей этой истории и просто вынуждает искать «подводные камни».

При этом, если руководитель «Россельхознадзора» Сергей Данкверт утверждает, что белорусские таможенники беспрепятственно пропускают грузы с документами из «стран прикрытия» (например, 226 машин с грузами «из Бразилии»), то Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, напротив, сообщает, что «через белорусский участок границы Таможенного союза за это время проследовало более 6 тысяч партий товаров, подвергнутых усиленному контролю. 100 партий возвращено на сопредельную сторону, как попавшие под запрет, 500 партий направлено под таможенным сопровождением в Российскую Федерацию. По результатам проведённых специальных мероприятий таможенными органами Республики Беларусь выявлено 88 правонарушений, изъято более 700 тонн товаров, попадающих под санкции Российской Федерации».

В любом случае понятно, что в споре между национальными органами управления каждая сторона будет отстаивать собственную правоту, а патриотическая часть общества — объединяться по принципу «наших бьют!». Для объективной оценки ситуации однозначно необходим наднациональный арбитраж, но интеграционные структуры ещё слишком сырые и пока не имеют должной власти над министерствами и ведомствами отдельных государств.

Спор вокруг реэкспорта указывает на то, что в будущем ЕАЭС подразделения Евразийской экономической комиссии должны быть укреплены перед национальными органами, тогда в приоритете межгосударственных отношений будет независимое следствие согласно имеющихся договорённостей и норм права, а не политическая воля одного из субъектов власти и стоящих за ним финансовых элит.

Совершенно справедливо в этом ключе выглядит мнение белорусского вице-премьера Михаила Русого: чтобы каждый раз не доказывать российским партнёрам, что «я не лысый», должна быть предусмотрена независимая от правительств наднациональная контрольная служба, решение которой и будет определяющим для субъектов хозяйствования.

Проект Однако