24.11.22

Алиханов: растаможенным на Калининград фурам следует дать работать в ЕАЭС с ограничениями

/ТАСС/. Власти Калининградской области считают необходимым разрешить грузовикам, растаможенным только на область, работать на территории Таможенного союза ЕАЭС для решения проблемы с простоем местных перевозчиков из-за запретов Евросоюза. При этом для них нужно разработать ограничения, чтобы они вернулись в экономику региона, сообщил губернатор Антон Алиханов на заседании регионального Законодательного собрания.

В Калининградской области из-за ее особого географического положения имеется возможность приобрести грузовик за рубежом и не платить таможенные пошлины в регионе. Такую процедуру в обиходе называют "растаможкой на Калининград". Такие машины в основном использовали для доставки грузов из Европы в регион, а по России для них действовал запрет на каботажные перевозки, то есть ограничение на транспортировку грузов без возвращения после этого в Калининград. Чтобы работать в Таможенном союзе полноценно, владелец такого грузовика должен уплатить все таможенные пошлины.

"Чего я боюсь - того, что мы можем получить ситуацию, когда эти автомобили будут без уплаты таможенных платежей иметь возможность каботажа, то они потом в Калининград, в каком-то смысле, не вернутся и будут работать на экономику в других регионах", - сказал Алиханов в ответ на просьбу депутата Юрия Шитикова обратиться по данному поводу к федеральному правительству.

При этом Алиханов отметил, что поддерживает инициативу Шитикова подготовить совместное обращение регионального правительства и Законодательного собрания о необходимости разрешить работу таких грузовиков в Таможенном союзе ЕАЭС. "В целом я поддерживаю предложение, но надо его хоть каким-то перечнем условий обставить, чтобы не получилось так, чтобы 4,5 тыс. грузовиков уедет до тех пор, пока не снимут санкции", - отметил губернатор. Он добавил, что сроки отмены санкций неизвестны, их невозможно предсказать.

По его словам, ограничения необходимы, так как они повысят шансы на принятие предложения на федеральном уровне. "Перевозчики, которые работают на основной территории РФ, которые платили таможенные платежи, они такой инициативе будут вряд ли рады. <…> Ограничения надо поставить, скажем, каботаж возможен, но не более трех перевозок без возвращения "на родину", - сказал Алиханов, отметив, что регион также заинтересован в возвращении грузовиков.

Проблема калининградских перевозчиков

Правительство России 1 октября установило запрет на грузовые автомобильные перевозки по территории страны для компаний из стран ЕС, Норвегии, Украины и Великобритании. Как сообщал Минтранс РФ, доставка товаров в РФ будет осуществляться благодаря механизму перецепки или перегрузки грузов отечественными перевозчиками на приграничных территориях. Ограничения не касаются территории Калининградской области, в этом регионе иностранный перевозчик может довезти груз до пункта назначения в случае, если товар везут из или в Калининград. Новые правила являются ответными мерами на санкции, введенные в адрес российских перевозчиков.

При этом для автоперевозчиков также наложены ограничения на транзит грузов из Калининграда в другие регионы России через территорию Евросоюза, которые запрещают транспортировать товар в случае, если он находится в санкционном списке. Из-за этих ограничений, по оценке экспертов, уже в середине лета простаивали около 40% калининградских перевозчиков. Алиханов ранее сообщал, что для поддержки владельцев грузовиков власти региона освободят их от уплаты транспортного налога в 2023 году.