20.10.09

Борьба с правым рулем обернулась на Дальнем Востоке резким падением таможенных сборов

За 9 месяцев дальневосточные таможни перечислили в бюджет более 80 млрд. рублей, что на 52 млрд. меньше прошлогоднего аналогичного периода

Таможни Дальнего Востока за прошедшие 9 месяцев перечислили в бюджет 81 миллиард рублей, что на 39% или на 52 миллиарда рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил на пресс-конференции во Владивостоке начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), генерал-майор таможенной службы Сергей Пашко. "Отмечается большое падение импорта, к сожалению, такова общая ситуация. Это сказывается на наших показателях, в том числе и на выполнении планового задания, которое мы не выполняем на 100%", - отметил он.

Меньше правого руля

По мнению Сергея Пашко, отставание от плана объясняется, главным образом, снижением количества оформляемого автотранспорта. Напомним, что с 12 января 2009 года вступило в силу постановление правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые "иномарки". Эта мера принята с целью защиты отечественных производителей, а также зарубежных компаний, которые производят сборку машин на территории РФ. В среднем ставки таможенных платежей возросли по легковым автомобилям почти в три раза, по грузовым - в два раза.

"За 9 месяцев этого через таможни Дальнего Востока была ввезена 41 тысяча 787 легковых автомобилей. Для сравнения - за тот же период прошлого года была ввезена 351 тысяча 96 легковых машин", - уточнил начальник ДВТУ.

Кроме этого, снижение произошло и по другим позициям товарно номенклатуры. Почти в девять раз снизилось количество ввезенных грузовиков, и в четыре - автобусов. "Импорт машин упал, и хотя мы можем отметить небольшое оживление, оно не сопоставимо с тем, что было раньше. Снизились также и платежи в бюджет", - констатировал генерал таможенной службы.

За три квартала прошлого года платежи за ввезенные автомобили составили 34 миллиарда 692 миллиона рублей, за три квартала этого года - 7 миллиардов 17 миллионов. Разница практически в семь раз, - сообщил он.

"Отставание выявилось еще в первом квартале, и было связано с тем, что изначально было закладывалось большое плановое задание по оформлению автотранспорта. А падение произошло в разы", - сказал Пашко. В связи с этим, он упомянул также и ситуацию по таможенному оформлению и таможенному контролю на китайской границе физических лиц. Заметим, что "война" таможенников с "помогайками" началась еще при таможенном генерале Власенко, и не прекращается до сих пор. Позиции нового руководства ДВТУ остается неизменной. По мнению руководства, "самая главная задача таможенных органов - не допустить ввоза коммерческих партий товара под видом товара для личного потребления".

Справка: в общей сложности стоимость импорта за 9 месяцев 2009 года сократилась в два раза. С начала года через таможни Дальнего Востока было ввезено 2,3 миллиона тонн товаров, что в 2,4 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Крупнейшими торговыми партнерами выступили Китай, Япония, Республика Корея и США.

Больше рыбы

В противовес снижению импорта подержанных японских и корейских машин, сработало другое новшество, также вступившее в силу в 2009 году новые правила оформления биоресурсов, предписывающие обязательную доставку всей выловленной в российской экономической зоне рыбопродукции в таможенную зону РФ.

Объем отправляющихся на экспорт биоресурсов, по сравнению с тремя кварталами прошлого года, увеличился в семь раз, а стоимость в 6,5 раз.

По словам Сергея Пашко, "целый ряд изменений в оформлении рыбопродукции, которые в итоге упростили процесс оформления. Более того, - заметил он, - сейчас мы можем точно оперировать цифрами, сколько биоресурсов отправляется на экспорт".

Известна и точная цифра 685 тысяч тонн. Несмотря на семикратное увеличение, доля рыбы и морепродуктов в общем объеме экспорта ДВТУ по итогам девяти месяцев 2009 года составила в натуральном выражении 2,3%, в стоимостном 12%.

Самым значительным по объему и стоимости экспортируемым продуктом стало минеральное топливо (76% объема и 74% стоимости) и древесина и изделия из нее (18% и 7% соответственно).

Справка: стоимость экспорта через таможни ДВТУ за девять месяцев 2009 года составила 10,3 миллиарда долларов США (или 68% товарооборота), и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 33%. Крупнейшими торговыми партнерами при экспорте товаров стали Япония, Китай, Республика Корея, Сингапур и Швейцария.

Концептуально

Таможенники признают: пересекать границу РФ не всегда комфортно. Для туристов иногда возвращение на родину превращается в многочасовые стояния на нейтральной полосе. Задерживаются и перемещаемые через границу грузы.

Наладить процесс должна Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Ее целью Концепции является обеспечение требуемого уровня защиты экономических интересов России и ее товаропроизводителей, оптимизация процессов таможенного оформления, совершенствование администрирования, развитие приграничных регионов страны (создание новых рабочих мест, развитие сферы услуг и транспортного сообщения), а также снижение транспортной нагрузки на крупные города, которая происходит по мере увеличения внешнеторгового оборота.

"Это означает — первое - перенос основного таможенного оформления в непосредственную близость к госгранице. Оформление будет проводиться на таможенных логистических терминалах (ТЛТ). Товар, пройдя границу максимально быстро, без задержек, попадет на логистический терминал, где происходит его оформление. На порядок снижаются риски по заявлению недостоверных сведений, по вопросам контрабанды и нарушению таможенных правил", - объяснил Сергей Пашко.

Он отметил также, что речь идет не о запрете таможенного оформления товаров во "внутренних таможнях" и о неполном таможенном оформлении товаров в пунктах пропуска, а о перераспределении таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов РФ.

"Уже сейчас в Дальневосточном регионе начались мероприятия по перемещению двух таможенных постов из центра Уссурийска и Хабаровска на их окраины", - сообщил начальник ДВТУ. По его словам, ДВТУ проводит планомерную работу по созданию ТЛТ а приграничных городах и поселках Дальнего Востока. В настоящее время ДВТУ рассматривает 5 мест их возможного размещения. В первую очередь в Уссурийской таможне (пункт пропуска "Пограничный"). В среднесрочной и долгосрочной перспективе в Хасанской таможне ("Краскино"), в Хабаровской таможне (планируемый к строительству пункт пропуска "Хабаровск -Фуюань" на острове Большой Уссурийский), а также в Биробиджанской и Благовещенской таможнях.

Обустройство же пунктов пропуска должно взять на себя Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница). "Задача стоит поэтапная, - систематизировал Сергей Пашко. - Если изначально стоит вопрос о том, что Росграница должна забрать полностью на себя обустройство и обслуживание всех пунктов пропуска, то пока в утвержденный план Федеральной таможенной службы входят три дальневосточных пункта пропуска: в поселках Пограничный, Амурзет и Бикин, - сказал он.

Остальные пункты пропуска (отметим, что большинство из них находятся в частных руках) пока останутся в прежнем состоянии. Заняться их модернизацией самостоятельно таможенники не могут. Хозяйствующие субъекты, в владении которых они находятся, тоже не спешат заниматься сданным в аренду хозяйством. Отсюда и неудобства, которые терпят перемещающиеся через границу.

Справка: в структуру ДВТУ входит 16 таможен, в зоне ответственности которых находятся 72 пункта пропуска через границу России, из них по виду международного сообщения функционирует 53 пункта пропуска. Большая их часть не отвечает требования Закона РФ "О Государственной границе". Прежде всего, это относится к пунктам пропуска, расположенным в зоне деятельности Сахалинской области и Камчатского края. Данные пункты пропуска были открыты в середине прошлого века для решения непродолжительных по времени задач.

20 октября, PrimaMedia.