13.03.08

"Брузги" и "Берестовица" - ворота между Западом и Востоком

КАК УЖЕ СООБЩАЛ "СОЮЗ", в Гродно состоялось заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства. О том, какие задачи сегодня решают таможенные службы России и Беларуси, что предстоит сделать, рассказывает начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Олег Якубович:
- В работе коллегии приняли участие руководители таможенных служб России и Беларуси, посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков, представители Постоянного Комитета Союзного государства. Было рассмотрено 14 вопросов двустороннего сотрудничества в таможенной сфере. Руководитель федеральной таможенной службы, председатель Таможенного комитета Союзного государства Андрей Бельянинов проинформировал, что таможенные службы наших стран, исполняя поручения глав правительств России и Беларуси, намерены приступить к работе по переносу таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу Союзного государства. Именно этот вопрос стал ключевым в повестке дня коллегии.

"Нужно найти иные способы контроля за перемещением товаров и физических лиц без использования внутренней границы России и Беларуси, - отметил на коллегии председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский. - Но в результате будет упрощен и либерализирован существующий на границе порядок".

На коллегии принято решение: создать рабочую группу по определению путей поэтапного переноса таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу Союзного государства. В числе других вопросов повестки дня коллегии были обсуждены вопросы калининградского транзита, механизма реализации межправительственного соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух наших стран, вопросы упрощения таможенных процедур, связанных с оформлением удостоверений временного ввоза на транспортные средства, зарегистрированные в Беларуси и временно ввозимые на территорию России, вопросы организации обмена информацией о товарах, перемещаемых из стран ЕС в Россию через белорусский участок внешней границы. Лейтмотивом прошедшей коллегии стали слова А. Бельянинова: "Создание Союзного государства Беларуси и России идет через создание Таможенного союза, и именно такая позиция двух стран способствует сближению наших экономик".

Напомню, важную роль в решении проблем в таможенной сфере сыграла Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 1997-2001 годов и 2002-2007 годов. Сегодня мы с удовольствием отмечаем: обе программы успешно завершены. На внешней границе Союзного государства проведена реконструкция и строительство 8 международных автомобильных пунктов пропуска: "Варшавский Мост", "Козловичи", "Брузги", "Берестовица" (белорусско-польский участок границы), "Новая Рудня", "Новая Гута", "Мокраны" (белорусско-украинский участок границы).

Реализация союзных программ позволила создать таможенную инфраструктуру на белорусском участке внешней границы Союзного государства, отвечающую современным международным требованиям проведения операций таможенного оформления и, что очень важно, контроля за перемещением товаров и транспортных средств, увеличить пропускную способность пунктов пропуска за счет увеличения количества полос и усовершенствования технологической схемы, снизить время таможенного оформления, внедрить современные информационные технологии, позволяющие создать высокоэффективную систему контроля правильности исполнения участниками внешнеэкономической деятельности своих обязательств. И в конечном итоге повысить эффективность деятельности таможенных служб России и Беларуси при выполнении ими своих функций.

Замечу, средства, выделенные из союзного бюджета на реализацию программы по развитию таможенной инфраструктуры на 2002-2007 годы, расходовались эффективно, рачительно. На реализацию мероприятий программы из союзного бюджета было выделено 1098,9 миллиона российских рублей, а израсходовано 1050,8 миллиона российских рублей. Все мероприятия были выполнены в полном объеме. Экономия выделенных средств была достигнута в основном за счет реализации более эффективных и экономичных мероприятий при организации строительства, выбора по итогам проведенных тендерных торгов материалов белорусского производства и более дешевого оборудования.

Приведу только один пример. При строительстве пункта пропуска "Новая Рудня" была применена принципиально новая, экономичная, экологически безопасная система отопления. В качестве системы отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования использованы сорбционные тепловые насосы, которые обладают уникальной способностью обеспечивать сохранение первичной энергии и снижение эксплуатационных затрат. Применение такого принципа отопления - нового и перспективного - позволило существенно уменьшить сметную стоимость объекта союзной программы.

Недавно состоялось торжественное открытие пунктов пропуска "Брузги" и "Берестовица". Это одни из самых крупных и современных международных автодорожных пунктов пропуска на западном участке внешней границы Союзного государства. После реконструкции они стали одними из ключевых в системе трансъевропейских международных автодорожных сообщений, "воротами" между Востоком и Западом. Эти пункты пропуска имеют важное значение для развития торговых, туристических и деловых отношений Беларуси и России с третьими странами.

Сегодня на белорусском участке внешней границы Союзной программы благодаря реализации совместной программы созданы пограничные пункты пропуска, полностью отвечающие международным нормам и требованиям.

Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия ; 13.03.2008