24.03.11

«Через порты Украины перегружается не более 15% потенциального объема транзита сопредельных государств»

Обретя независимость, Украина получила 18 морских портов, четыре из которых имеют стратегическое значение для транспортной отрасли и экономики страны в целом. Однако прошлогодние итоги деятельности портового хозяйства оказались неутешительными. Специалисты утверждают, что Украина теряет объемы перевозки грузов, а это очень опасная тенденция. Без реформирования порты ожидает частичная, а то и полная потеря грузопотоков. Единственным выходом эксперты называют принятие нового Закона «О портах».

Наши порты соответствуют стандартам 60-70-х годов прошлого века Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, в прошлом году общий грузооборот портов снизился на 1,9 процента. Казалось бы, падение несущественное, но если сравнить со значительным ростом показателей у соседей, то это весьма тревожная тенденция. Наибольшее падение, на 37,5 процента, произошло по внутренним, каботажным перевозкам грузов, на 8,8 процента упал транзит грузов через украинские порты и на 1,4 процента снизился экспорт продукции морским путем.

При этом падение грузооборота по отдельным государственным портам выглядит еще более печально. Так, объем перевалок через Ильичевский порт упал на 7 процентов, через Николаевский — на 10 процентов, Одесский — на 14 процентов, Херсонский — на 28 процентов, а через нефтетерминал «Пiвденний» — и вовсе на 66 процентов. В нынешнем году ситуация продолжила ухудшаться. В январе-феврале падение грузооборота в Ильичевском порту по сравнению с показателями в первые два месяца прошлого года составило 24,2 процента, а в Херсонском порту — 27,1 процента. Как следствие, транзитные грузы начали уходить из украинских портов.

— Порты Украины теперь крайне непривлекательны для транзитных грузопотоков, через них перегружается не более 15 процентов потенциального объема транзита сопредельных государств, — говорит член Комитета Верховной Рады по транспорту и связи Виталий Корж.

— На первых порах, когда только начинались контейнерные перевозки, украинским портам не было альтернативы, — отметил директор экспедиторской компании «Югавтотранс» Сергей Кислицкий. - Сегодня же Украина сама плодит себе конкурентов, поскольку у международных компаний нет гарантий, что груз будет доставлен в срок.

Эксперты утверждают, что стагнация отрасли связана с высоким износом портового оборудования, зарегулированностью отрасли государством и хронической нехваткой инвестиций. Наши порты в основном соответствуют стандартам 60-70-х годов прошлого века и не могут быстро обслуживать суда грузоподъемностью свыше 80 тысяч тонн, являющиеся сейчас наиболее востребованными для перевозки массовых грузов. Не говоря уже о том, что в портах работает техника, изношенная на 60-90 процентов. Но главной проблемой, мешающей отрасли, является отсталость морского и таможенного законодательства. В результате государственные порты отстают от частных в своем развитии, как и динамика роста объемов грузов.

— Госпредприятия работают в условиях огромной массы ограничений. Поэтому они неконкурентоспособны по сравнению с частными, — объясняет главный редактор журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий. — Например, на кране поломалась небольшая деталь, а госпорт, чтобы ее купить, проводит тендер, который длится несколько месяцев. В этой ситуации частные порты реагируют моментально и устраняют проблему.

«Привлечение частного инвестора позволит наконец-то найти рачительного хозяина, который без излишней бюрократии сможет эффективно управлять портом» Принципиально изменить ситуацию могут лишь масштабные реформы, которые должны начаться с принятия Закона «О портах», считают эксперты. Настаивает на принятии данного законопроекта и Президент Украины Виктор Янукович, заявивший об этом, находясь в феврале в Одессе.

— Та борьба, которая много лет идет в Одессе, эта конкуренция, она связана с колоссальной коррупцией, — сказал Виктор Янукович. — Она унижает людей и, по большому счету, уничтожает бизнес. Нам нужно из этого состояния выходить, а значит, необходимо принимать закон о морских портах, чтобы убрать коррупцию.

Впрочем, в нынешнем виде проект Закона «О портах» скорее является основой для дальнейшего законотворчества, чем эффективным решением. Дело в том, что он поступил в Верховную Раду еще несколько лет назад, когда перед отраслью стояли совсем другие задачи. Поэтому приказом первого заместителя министра инфраструктуры Константина Ефименко была создана рабочая группа из представителей министерства, портов, а также экспертов, которая и должна разработать нормативные документы и прозрачные механизмы использования частными инвесторами объектов портовой инфраструктуры. Практически это будет основной закон, закладывающий базис для реформирования отрасли.

Сейчас же, по мнению экспертов, нужно в первую очередь закрепить за государством функции, которые оно выполняет во всех портах мира: обеспечение безопасности судоходства, поддержка навигационной обстановки и судоходных режимов. Эти работы должны финансироваться за счет портовых сборов. В то же время все оставшиеся хозяйственные функции, такие как хранение и перевалка грузов, буксирные услуги и так далее, должны быть закреплены за инвесторами. Активы государственных портов — причалы, склады, железнодорожный парк и дороги — следует передать стратегическим инвесторам.

— Изменение существующего законодательства позволит наконец-то найти рачительного хозяина, который без излишней бюрократии сможет эффективно управлять портом, — говорит Константин Ильницкий. — Серьезному частному инвестору получить инвестиции и кредиты для развития терминала несравненно проще, чем государственному порту. Частная структура всегда более эффективный собственник, чем государство. Нужен полный отказ государства от вмешательства в вопросы формирования тарифов, перевозки и хранения транзитных грузов, хозяйственной деятельности, — считает Константин Ильницкий.

— Если же в ближайшее время реформа не будет проведена и в портовой отрасли не произойдут глобальные перемены, то через пару лет нам уже нечего будет развивать. Украины как морской державы больше не будет, — подытожил Виталий Корж.

Факты и комментарии