29.12.16

Финита ля транзит: порты Прибалтики не получат от Москвы новых грузопотоков

Грузооборот портов стран Прибалтики за одиннадцать месяцев 2016 года упал на 5,2%. Россия продолжает переориентировать логистику грузооборота на собственные порты, при этом Литва, Латвия и Эстония теряют огромные деньги. В перспективе Балтия рискует практически полностью лишиться транзита российских товаров, что подкосит их экономику.

«Логистика товароперевозок СССР была построена так, что вывоз российской продукции в дальнее зарубежье был плотно привязан к незамерзающим портам прибалтийских государств – под это была настроена морская и железнодорожная системы, - рассказал эксперт по морским перевозкам Андрей Волошин. – После распада Союза страны Балтии неожиданно взяли курс на крайне недружественную политику в отношении РФ, что в конечном итоге предопределило пересмотр Москвой системы перевозок.

В Кремле задались логичным вопросом: зачем платить немалые деньги государствам, регламентирующим отрицательное отношение к России, если можно перенаправить финансовые потоки на развитие собственной инфраструктуры и создать рабочие места в стране. Именно с этого момента страны Балтии начали нести серьезные финансовые потери».

По последним данным, только за одиннадцать месяцев текущего года грузооборот портов стран Прибалтики, упав на 5,2%, составил 126,49 миллиона тонн. Объем перевалки в порту Рига составил 33,34 млн. тонн, упав на 8,6%. Порт Вентспилс в Латвии показал спад транзита на 19%, порт Таллин - на 10,6.

При этом показатели РФ в последние годы неуклонно растут – по данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот портов России за январь-сентябрь 2016 года составил 531,7 млн. тонн, что на 5,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Прибалтийские порты теряют не только текущие показатели, но и перспективы – Россия в последние годы наращивает грузооборот за счет повышения поставок не только нефти, но и зерна, все эти объемы проходят уже через российские порты, что приносить деньги отечественной экономике и бьет по доходам стран Балтии.

Но, с другой стороны, вряд ли Россия полностью откажется от использования портов Эстонии, Литвы и Латвии – среди акционеров этих объектов есть российские граждане. И держать под контролем инфраструктуру морских перевозок соседних государств довольно выгодно. Вероятнее всего, часть транзита Балтии оставят, однако все критические потоки будет обслуживать российская инфраструктура», - полагает эксперт.

Потери Прибалтики и попытки договориться с Москвой

В начале нынешнего года руководство Литвы, Латвии и Эстонии осознало масштаб проблемы: из-за критического сокращение грузооборота последних лет порты захлестывает безработица, бюджеты стран недополучают существенные прибыли. Власти заявили о необходимости обустраивать инфраструктуру портов, которую не модернизировали со времен Союза.

Тем временем в России, как оказалось, эта работа ведется давно и целенаправленно: в начале февраля этого года ОАО «МТП Санкт-Петербург» в соответствии с программой развития порта перечисляет 270 млн. рублей на совершенствование инфраструктуры. Деньги ушли на покупку новой перегрузочной техники и лизинговые платежи по обновлению парка грузоподъемных средств. В прошлом году тоже было проведено немало мероприятий по модернизации. Всего в портовую инфраструктуру Россия вложила за 2015 год почти 28 млрд. рублей.

Руководство прибалтийских государств, поняв, что стали не только нежелательными партнерами, но и просто потеряли конкурентоспособность, в нынешнем году несколько раз выезжали в Москву на переговоры. Цель была одна: по возможность добиться от российского руководства если не повышения грузоперевозок, то хотя бы сохранения нынешних объемов транзита. О результатах переговоров правительство РФ не объявляло, но статистика падения перевалки грузов в Прибалтике говорит сама за себя.

«Крайне маловероятно, что Москва могла пойти на какие-то уступки, учитывая далеко не дружественную политику Прибалтики. Но стоит отметить, что при нынешнем президенте Кремль ведет довольно прагматичную внешнюю политику и, возможно, Прибалтике оставили «возможности для маневра». Стоит учитывать возможность, что политическая конъюнктура в постсоветских пространствах изменится, и тренд на русофобию перестанет быть актуальным. Тогда у Балтии есть шансы вернуть свои былые прибыли от посредничества.

Стоит при этом учитывать, что наши бывшие партнеры по СССР сами упустили немало шансов наладить собственные дела. Тот же латвийский порт Вентспилс ранее перегружал на танкеры полученные по трубопроводам огромные объемы российской нефти, имея с этого баснословные прибыли. Москва предлагала отдать эту инфраструктуру инвесторам из РФ для модернизации и контроля перевозок, но латвийские чиновники уперлись: мол, мы сами намерены содержать свои государственные объекты.

В итоге Россия сегодня использует для перевозки нефти собственный порт в Приморске, а Латвия несет многомиллионные убытки. Злую шутку с Прибалтикой сыграли банальная недальновидность и антироссийская политика, возведенная в государственный тренд», - делает вывод Андрей Волошин.

Невские Новости