ФТС приостановила действие распоряжения о предоставлении льгот при ввозе технологического оборудования в уставные капиталы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ таможенная служба (ФТС) приостановила действие
распоряжения N 375-Р, согласно которому три года работал механизм получения льгот
при ввозе технологического оборудования в уставные капиталы российских
предприятий и организаций. Поступить по-другому ФТС просто не могла.
Распоряжение действительно не полностью соответствовало закону. Но
все-таки хоть как-то регулировало и регламентировало поток ввозимого в
Россию оборудования. Ведь если льготы, которые предоставляет государство,
пересчитать на рубли, то суммы окажутся более чем внушительными. И
существует реальное опасение, что недобросовестные предприниматели смогут
использовать льготный режим в своих интересах в ущерб интересам
государственным. Для того чтобы этого не произошло, нужен контроль.И
таможенники об этом знают и помнят.
Пока же распоряжение приостановлено, начальники региональных таможен
на свое усмотрение смогут предоставлять соответствующие льготы или
отказывать предпринимателям в их получении. Причем обосновывать свое
решение в вышестоящих таможенных инстанциях им не придется. Учитывая и без
того фантастическую загруженность руководителей таможенных служб на
местах, остается лишь им посочувствовать. Как, впрочем, и добросовестным
предпринимателям. Первым потребуются архиусилия, чтобы обеспечить полный
таможенный контроль целевого использования ввезенного по льготному трафику
оборудования, после его условного выпуска на территорию Российской
Федерации, а вторым - железные аргументы, доказывающие законность
требований по предоставлению им таможенных льгот.
В ближайшие годы прогнозируется значительный рост объемов ввоза
различного оборудования (бытовая техника, автомобили, компьютерная техника
и аналоги оборудования, производимого в России, не уступающего по качеству
зарубежному), и отсутствие жесткого централизованного контроля по
предоставлению льгот может нанести значительный ущерб интересам России.
Но, увы, в этом случае трудно будет в чем-то упрекнуть ФТС, разве что в
добросовестном исполнении закона.
Директор Союза содействия модернизации промышленности (ССМП) Леонид
Тихонов считает, что нужно как можно быстрее вводить новую схему
предоставления льгот (уже без юридических казусов и противоречий), которая
будет ясна и понятна импортерам.
Как один из вариантов выхода из сложившейся ситуации, специалисты
союза предлагают применение института обеспечения исполнения обязательств
импортера, в соответствие со статьей 337 п.2 Таможенного кодекса РФ.
Документы импортера впоследствии проходят проверку в ФТС России на
правомерность предоставления льгот, и в дальнейшем принимается решение о
возврате обеспечения импортеру в максимально короткие сроки. Это
предложение, бесспорно, требует детальной проработки, а также постоянных и
объективных данных посттаможенного мониторинга за целевым использованием
ввезенного с применением льгот оборудования.
Только комплекс мер, консолидация усилий предпринимателей,
общественных организаций, таможенных служб на всех уровнях позволит
централизованно управлять процессом и контролировать модернизацию и замену
основных производственных фондов российских предприятий. Причем без лишних
формальностей и с использованием всех полагающихся по закону льгот.
Российская газета 21.08.06