16.06.22

Глава Российского экспортного центра Вероника Никишина: Бренд "Сделано в России" будет перезапущен

Национальный бренд "Сделано в России" будет перезапущен. Продвигать российские товары планируется не под конкретными брендами, а с помощью единого "зонтичного" бренда в виде "птички", который уже хорошо знают многие иностранные потребители. Об этом рассказала в интервью "Российской газете" в первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина.

На ПМЭФ-2022 Российский экспортный центр обсуждал страновой бренд "Сделано в России". Как он может помочь российской экономике в период действия небывалых санкций?

Вероника Никишина: Бренд Российского экспортного центра "Сделано в России" существует с 2017 года. Сейчас мы хотим максимально масштабировать эту программу для того, чтобы российскую продукцию, ее отличительные признаки узнавали все потенциальные зарубежные покупатели. А это, например, экологичность, органическое происхождение, энергоэффективность, кибербезопасность, надежность. И все эти признаки, как конкурентные преимущества российской продукции, мы хотим продвигать на внешних рынках именно под зонтичным брендом "Сделано в России". Символ этого бренда - "птичка", которую уже широко узнают за рубежом. Это своего рода талисман для многих экспортеров. Мы хотим максимально увеличить эффект от продвижения российской продукции не через продвижение конкретных брендов, а именно через продвижение зонтичного.

Страновые бренды используют многие государства. Чей опыт использовали вы?

Вероника Никишина: Мы анализировали практически все известные нам программы "Сделано в...": в ЮАР, Италии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах. И мы смотрели на те выгоды, которые для российского бизнеса может получить программа. Сейчас мы в качестве первого шага предлагаем наши совместные маркетинговые действия именно по популяризации российской продукции. По предложению потенциальным покупателям встраивать нашу продукцию в их цепочки добавленной стоимости либо покупать уже готовую продукцию. А в качестве следующего шага мы по аналогии с такими программами других стран сейчас рассматриваем возможность предложить бонусы в существующей в России системе мер поддержки. Эти бонусы могут получать компании в случае, если они являются участниками программы "Сделано в России".

"Аннушка уже пролила масло": пройдя через нынешние экономические сложности, потом мы будем иметь совсем другой торговый ландшафт

То есть "птичка" даст ощутимые выгоды самим компаниям?

Вероника Никишина: Сами компании могут оптимизировать собственные затраты на продвижение продукции на внешних рынках. Это всегда очень дорого. Они могут их оптимизировать за счет того, что вместе с маркетинговой программой, которую мы будем реализовывать на внешних рынках, они будут получать потенциальные контакты из этих рынков, за счет того, что узнаваемость этих компаний будет идти не через их конкретную маркетинговую стратегию, а через присутствие под зонтичным брендом "Сделано в России". То есть фактор "птички", как узнавание российской продукции, и может быть тем мультипликативным эффектом, который наши экспортеры получат от участия в этой программе. У нас уже есть такие примеры.

Например, в марте - апреле на китайском рынке мы видели огромный спрос на российскую продукцию, особенно по каналам интернет-торговли. Мы читали огромное количество комментариев в чатах со смысловым содержанием "мы хотим купить российскую продукцию" и "покажите признак, что эта продукция российская, и мы ее купим".

Люди уже знают, что российская еда однозначно экологичная. И отдают ей предпочтение, потому что у нас не применяются генно-модифицированные добавки, жестко контролируется применение пестицидов и гербицидов. Уже вот эта узнаваемость российской продукции действительно очень хорошо ложится на предложения конкретных российских брендов.

В частности, мы хотим активно присутствовать на турецком рынке. Турцию интересуют наше зерно и растительное масло. Мы еще хотим предложить турецкому рынку также нашу мясную и кондитерскую продукцию, "молочку". В принципе, сейчас действительно можно смело говорить, что за последние несколько лет Россия стала очень диверсифицированным экспортером широкой линейки продукции. И АПК, и пищевая продукция, и промышленная продукция имеют практически по всех сегментах серьезную экспортную составляющую.

Как изменился список приоритетных направлений экспорта за последние несколько месяцев? В какие страны и что именно мы стали больше продавать?

Вероника Никишина: Если говорить про общий экспорт, то за пять месяцев этого года, несмотря на все ожидания, что он упадет после 24 февраля, наш общий экспорт также растет. Это вызвано и ценовой конъюнктурой. Понятно, что большую часть в этом экспорте составляют энергоносители, но даже те страны, недружественные страны, которые очень агрессивно вводят санкции, например Польша, которая в апреле говорила, что она полностью отказывается и призывает всех отказаться от покупки российских энергоносителей, в мае очень активно покупала российские энергоносители.

Если говорить про несырьевой и неэнергетический экспорт, то также за пять месяцев года его объем вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, меняется география. Конечно, мы видим разрушение традиционных экспортных поставок и экспортных рынков, перестройку и формирование новых экспортных коридоров, по которым наша продукция будет все равно выходить на внешние рынки.

Мы видим огромный интерес к нашей продукции на рынках Азии, на рынках арабского мира. Африка очень активно продолжает интересоваться российской продукцией. И надо сказать, что и европейские страны также нуждаются в российской продукции. Да, конечно, логистические проблемы и проблемы с трансграничными платежами существенно ограничили возможность торговли с европейскими странами и с Америкой, но мы видим, во-первых, серьезную переориентацию на рынки других стран. Мы сейчас на полях ПМЭФ проводим встречи с бизнесом Турции и с бизнесом Ирана.

Многие из дружественных стран, глядя на то, каким образом просто в один момент недружественные страны решили исключить Россию из мировой торговой системы и в производственных цепочках устранили нужные нам комплектующие из производственного цикла, начинают анализировать и ставить себя на потенциально возможное место в будущем с точки зрения зависимости от импорта. И переосмысление этой уязвимости от импорта заставляет их рассматривать российскую продукцию как замену в своих производственных цепочках продукции из тех стран, которые сейчас проявляют такую достаточно агрессивную политику замены российской продукции, которая является гораздо более стабильной, надежной. И как раз брендирование нашим знаком "Сделано в России" и узнавание такой продукции формирует новые цепочки, и мир меняется.

"Аннушка уже пролила масло", и мы, пройдя через нынешние сложности, будем иметь другой торговый ландшафт. Мы уже сейчас видим, как правительство серьезным образом "раскатывает" новые логистические коридоры. Вместо существовавшего раньше коридора Запад - Восток и менее приоритетного, казалось бы, на тот момент коридора Север - Юг, сейчас очень активно формируется Каспийский маршрут, Азово-Черноморский маршрут.

Российская газета