28.06.22

Госдума приняла в II чтении законопроект о полномочиях казначейства по валютному контролю

/ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, устанавливающий новые полномочия Федерального казначейства в сфере валютного контроля. Документ инициирован правительством РФ.

Законопроект предусматривает закрепление за резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, обязанности проводить валютные операции с бюджетными средствами через счета, открытые казначейству в уполномоченных банках. Для клиентов казначейства устанавливается обязанность представлять информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты и (или) валюты РФ в счет исполнения ими своих обязательств по этим договорам, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в виде передачи клиентам казначейства товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет авансовых платежей в пользу нерезидентов.

Кроме того, устанавливаются разрешенные случаи незачисления иностранной валюты или валюты РФ на счета клиентов Федерального казначейства, обязанность вернуть денежные средства на счета казначейства при неиспользовании ранее зачисленных денежных средств на счета резидентов или третьих лиц, открытые за пределами территории РФ, а также предусматривается возможность признания для клиентов казначейства исполнения обязанности по репатриации экспортной выручки в случаях, установленных законом.

Федеральное казначейство включается в перечень агентов валютного контроля. Казначейство по согласованию с Банком России будет устанавливать правила оформления паспорта сделки и передавать эту информацию в электронном виде органам валютного контроля.

На казначейство возлагается обязанность при наличии информации о нарушении его клиентом валютного законодательства РФ передавать эти данные органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к нарушителю.

Таможенные органы передают в электронном виде информацию Центральному банку РФ, уполномоченным банкам и Федеральному казначейству о зарегистрированных декларациях на товары - не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска.

Поправки ко второму чтению

Принятыми поправками уточняются права и обязанности федеральных госорганов, имеющие в своей структуре зарубежный аппарат или представительства, находящиеся за пределами территории РФ. В перечень разрешенных валютных операций между резидентами включаются операции, совершаемые за пределами территории РФ между находящимися за пределами территории РФ филиалами российских медорганизаций государственной системы здравоохранения, и физлицами - резидентами или юрлицами - резидентами в рамках договоров об оказании услуг в сфере здравоохранения.

Уточняются правила, которыми определяется налоговый орган по месту учета резидента. В случае отсутствия у резидента - физлица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории РФ, отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финрынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, представляются резидентом в любой налоговый орган по его выбору. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы российских медорганизаций государственной системы здравоохранения, могут осуществлять расчеты в иностранной валюте и в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках, за исключением расчетов в наличной иностранной валюте или наличной валюте РФ с юрлицами (резидентами и нерезидентами).

В случае принятия документ вступит в силу 1 января 2024 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусматриваются переходные положения. Нормы документа не применяются в отношении ФСБ России, СВР России, Федерального казначейства, МИД России, Минобороны России.