17.03.05

Иномарки могут подорожать из-за экспансии китайской продукции

Пошлины на ввоз новых иномарок могут вырасти.

Как заявил вчера представитель Минэкономразвития Андрей Кушниренко, это может произойти, если развитие событий на автомобильном рынке повторит ситуацию в легкой промышленности - доминирование азиатских и в первую очередь китайских производителей. Эксперты считают, что такая проблема возникнет уже через два года.

Выступая накануне на конференции института Адама Смита, заместитель директора департамента Минэкономразвития Андрей Кушниренко заявил, что повышения пошлин на новые иномарки в России не планируется: "Сейчас они установлены на уровне в 25%, и в течение семи лет после вступления в ВТО мы понизим их до 15%". Однако Кушниренко заметил, что если на российском рынке будут доминировать автомобили из азиатских стран, в первую очередь из Китая, то, вероятно, придется применять защитные меры. В пример была приведена ситуация в легкой и текстильной промышленности, где китайцы уже доминируют.

"Китайская экспансия на российский рынок вполне реальна,- считает генеральный менеджер компании "Рольф" Валерий Тараканов.- И ситуация, о которой говорит представитель МЭРТ, может возникнуть уже через два года". По словам Тараканова, китайское правительство сейчас серьезно поддерживает двух производителей легковых автомобилей - Geely и Cherry. Они работают над новым поколением автомобилей: дизайн заказан итальянской студии Pininfarina, а разработку двигателей ведет одна из крупнейших компаний в своей отрасли - австрийская AVL. "В 2006 году эти автомобили будут представлены в Китае, а в 2007 году начнется их экспорт в США. Россия - естественная цель для китайских автопроизводителей, выйти на этот рынок им будет легко. И если сейчас в России продаются китайские пикапы и псевдовнедорожники, то с новыми продуктами все будет гораздо серьезнее",- считает Тараканов. "Темпы роста автопромышленности в Китае обгоняют потребности местного рынка. И интерес к России с их стороны вполне естественный. Экспансия китайских автомобилей на наш рынок - вопрос ближайших двух-трех лет,- вторит начальник управления маркетинга АвтоВАЗа Александр Бредихин.- В Китае популярен седан Cherry, относящийся к классу D, который предлагается за $5,5-6 тыс. И если в России он будет стоить $8-10 тыс., то это плохо скажется на сбыте нашей модели Lada-110. Потребитель "десятки" нуждается в доступном и просторном автомобиле. И если в том же ценовом сегменте появится такая машина, то его выбор будет, очевидно, в ее пользу".

Впрочем, по мнению Тараканова, сценарий с повышением пошлин вряд ли осуществим: "Раз Россия вступает в ВТО, то она уже не сможет устанавливать повышенные пошлины, тем более для какого-то одного экспортера".

Несколько иное мнение высказал "Бизнесу" президент Ford в России Хенрик Нензен: "Китайцы могут стать серьезным игроком на многих рынках. И я не удивлюсь, если не только российскому правительству, но и властям других стран тоже придется принимать ограничительные меры". "Сперва надо, чтобы китайский автопром создал машины, которые конкурировали бы по качеству с теми, что производятся в России. На мой взгляд, китайское нашествие на рынок возможно лишь в среднесрочной перспективе,- считает партнер компании Ernst&Young Эммануэль Киде.- Но я прекрасно понимаю российское правительство: если такая экспансия действительно будет, рынок придется защищать". Впрочем, несмотря на то что повышение пошлин на новые иномарки возможно лишь в относительно отдаленной перспективе, некоторые продавцы иностранных автомобилей пытаются использовать слухи в своих интересах. Как стало известно "Бизнесу", менеджеры некоторых автосалонов предлагают клиентам купить машину как можно скорее, пугая ростом пошлин на импортируемые автомобили, который, по их словам, может случиться уже в ближайшее время.

Бизнес 17.03.05