06.08.08

Интернет-интервью с С.О. Шохиным, cтатс-секретарем - заместителем руководителя ФТС РФ

Интернет-интервью с С.О. Шохиным,
cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы:
"Планы дальнейшего развития таможенного законодательства РФ в свете присоединения России к международным конвенциям в сфере таможенного регулирования и усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве"

В июле 2008 года состоялось интервью со статс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы С.О. Шохиным . Тема интервью: "Планы дальнейшего развития таможенного законодательства РФ в свете присоединения России к международным конвенциям в сфере таможенного регулирования и усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Сегодня вопросы административно-правового регулирования в таможенной области в межгосударственных объединениях рассматриваются в контексте более общих проблем интеграции. Рациональное таможенное регулирование позволяет открыть для российских производителей рынки сбыта и сырьевые рынки иных государств-участников, увеличить товарооборот, привлечь зарубежные товары и инвестиции. Тем самым российская экономика должна получить дополнительный импульс к развитию.

КонсультантПлюс: Сегодня важнейшей задачей является разработка форм и механизмов административно-правового регулирования таможенных отношений в рамках межгосударственных интеграционных объединений, которые обеспечили бы эффективное действие его правового режима. Как сейчас развивается этот процесс?

2Сергей Олегович Шохин: Эта тема очень актуальна, потому что необходимо активизировать международные связи, внешнюю торговлю и тем самым улучшить благосостояние нашего народа, нашей экономики. Интеграционные процессы разнообразны, как глобальные, так и региональные, и развиваются очень активно. Поэтому требуется унификация российского таможенного законодательства в соответствии с международными правилами и стандартами в таможенной сфере. Международные принципы и стандарты таможенного регулирования сконцентрированы в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации, а также в пересмотренной редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в 1999 г. (Киотская конвенция). Совершенствование таможенного  законодательства позволит присоединиться к ряду международных документов, в первую очередь к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Отмечу, что  вступление в ВТО напрямую не связано с присоединением к Киотской конвенции. Для вступления в ВТО есть определенная процедура.

В настоящее время законопроект о присоединении к этой Конвенции в объеме Генерального приложения проходит согласование. Некоторые вопросы есть у отдельных министерств и ведомств, но в основном все воспринимают процесс положительно.  Пока принят такой план действий: Россия присоединится к самой Конвенции и ее Генеральному приложению. Так сделали европейские страны, в том числе наши основные партнеры. Сама Конвенция предусматривает определенный отрезок времени, от 3 до 5 лет, в течение которого страна должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями Конвенции. Существует еще 10 Специальных приложений Конвенции, к которым пока присоединяться не будем. ФТС работает над этим совместно с различными министерствами и ведомствами: Министерством промышленности и торговли, Министерством финансов, Министерством транспорта, Федеральной службой безопасности, Федеральной миграционной службой, Федеральным агентством по обустройству государственной границы, Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, а также другими заинтересованными в решении данного вопроса органами исполнительной власти. Мы анализируем содержание Специальных приложений и прогнозируем, к каким из них присоединиться. Конечно, уже сегодня можно было бы присоединиться к ряду Специальных приложений, поскольку в российское законодательство введены отдельные необходимые институты, регулирующие таможенную деятельность. Но торопиться не стали, потому что прежде всего необходима гармонизация таможенного законодательства на постсоветском пространстве в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза.

Пока Таможенный союз не существует, но предпринимаются конкретные шаги по его созданию. В связи с этим разрабатывается и будет принят обязательный для всех юридически значимый документ - Таможенный кодекс Таможенного союза. Также разрабатывается Модельный таможенный кодекс СНГ, другие рекомендательные документы. Поэтому мы должны сопоставлять наши шаги по присоединению к Киотской конвенции, к отдельным ее приложениям с аналогичными шагами наших соседей, чтобы был приблизительно  одинаковый уровень развития таможенного законодательства. Кроме того, есть внутренние потребности по совершенствованию Таможенного кодекса России, которые диктуются практикой нашей постоянной работы. Разрабатывается ряд законопроектов по этому поводу, определенные предложения уже внесены. Все эти процессы должны идти в одной связке.

КонсультантПлюс: Почему возникла необходимость в разработке целого пакета предложений по изменению, дополнению Таможенного кодекса?

С.О.: В целом действующий Таможенный кодекс ориентирован на принципы Киотской конвенции, но при этом его необходимо совершенствовать с учетом международной и внутренней практики. Действующий Кодекс имеет много недостатков, но он является базой для дальнейшего развития таможенного законодательства России, поэтому мы не считаем нужным вводить новый таможенный кодекс. Нет необходимости в такой объемной работе, которую, например, проделало Министерство финансов РФ по Бюджетному кодексу, в результате чего по сути получилась  не новая редакция документа, а новый кодекс. Таможенный кодекс создавался с прицелом на действующие международные документы, на международную практику. Конечно, он не мог все в себя вобрать, поэтому развивать его надо по мере необходимости решения насущных вопросов, что мы и делаем.

Но вносить пакет законопроектов не получается - это сложно с точки зрения процедуры. По каждому из направлений ФТС России предпринимает определенные шаги и постепенно продвигает этот законодательный массив. Так, например, в стадии, близкой к завершению, находится законопроект по обязательному предварительному информированию. Ранее был внесен большой блок поправок в Таможенный кодекс по платежам, уточняющий технологию финансовых взаимоотношений таможни, то есть государства, и участников внешнеэкономической деятельности. Разработан также отдельный законопроект по таможенному оформлению энергоносителей - газа, нефти и т.д. Тут своя специфика. Кроме того, в Таможенный кодекс будет внесена поправка, которая позволит Правительству РФ вводить обязательное предварительное информирование в отношении определенных видов товара. Но это не значит, что если вводится такая поправка, то все обязаны по каждому поводу соблюдать ее. Правительство будет определять, где это сейчас возможно, рационально или нужно. Скажем, Правительство посмотрит и решит, что на данном этапе обязательное предварительное информирование необходимо при ввозе цемента. А вот по мелкой торговле, где система отработана, скорее всего такого не будет.  

Предварительное информирование нужно не в целях контроля, а в целях ускорения таможенного оформления, для того чтобы быстрее пропустить товар через границу. Мы сейчас работаем над этим совместно с комиссией ЕС, в которую вошли 12 граничащих между собой стран. Собираемся с 1 января 2009 года ввести систему предварительного информирования. Тогда таможенный инспектор сможет заранее получить информацию, практически аналогичную той, которая содержится в декларации, по крайней мере по основным параметрам, например, машину можно будет оформить всего за несколько минут, потому что к моменту поступления груза инспектор уже изучит всю необходимую информацию. А если у него появятся сомнения, то, конечно, будет произведен досмотр. Таким образом мы собираемся снизить очереди на границах, увеличить пропускную способность наших пунктов, в первую очередь, конечно, автомобильных, а также  авиационных и портовых. Кстати, у американцев такая система функционирует замечательно. Более того, они сейчас вводят еще досмотр, сканирование грузов в портах погрузки. Перед тем как контейнер уйдет в США, он подвергается сканированию на специальном комплексе и только после этого получает разрешение на погрузку и отправку в Соединенные Штаты.

Также внесен законопроект, касающийся таможенных брокеров. В частности, он вводит солидарную ответственность декларантов и таможенных брокеров за уплату таможенных платежей, что приведет к повышению эффективности работы последних. Хотя действующий ТК РФ предполагает субсидиарную ответственность брокеров и клиентов, законодательные нормы прописаны нечетко, и суды зачастую принимают диаметрально противоположные решения. Правда, у меня сложилось впечатление, что самих брокеров это  не очень сильно беспокоит, потому что речь идет об упорядочении тех норм их финансовой ответственности, которые предусмотрены Таможенным кодексом. Кроме того, специально для этого брокер страхует свою ответственность и держит залог в размере 50 млн. рублей. Но у нас в Таможенном кодексе не определено, какая это ответственность - солидарная или субсидиарная,  поэтому  нет единообразия в практике судов. Судьи, которые считают, что это ответственность солидарная, принимают к рассмотрению иск против брокера. Другие, считающие эту ответственность субсидиарной, решают по-иному. В результате полная неразбериха: то мы подаем в суд на брокера, и нас отсылают сначала к владельцу контракта - декларанту, то мы обращаемся к нему, а нас отсылают к брокеру, потому что он подавал декларацию...

Мы хотим ввести в эти процессы солидарную ответственность, чтобы все могли спокойно работать и было единообразие судебной практики. Поэтому напрямую брокеров мало что касается. Хотя наши коллеги из брокерской среды выражают опасения по поводу того, что это снизит потребность в брокерах как в получателях. При этом возникает вопрос по поводу предварительного информирования - какова будет роль брокера на пункте пропуска. Сейчас он заполняет таможенную декларацию, а потом отдает таможеннику. В результате получается, что, пробыв 1,5 часа в пункте пропуска, час из них экспедитор, перевозчик проводит с брокером, с таможенником. Эта проблема тесно переплетена с вопросом о предварительном информировании. Если инспектор будет получать предварительную информацию с помощью компьютера, то брокер будет не нужен. Декларация будет поступать напрямую к инспектору, и брокеру придется  перестраивать свою работу, чтобы вписаться в новые реалии.

Но у брокеров есть перспектива. Сейчас в Европе введен институт авторизованного экономического оператора, при этом новый субъект таможенных правоотношений, оператор, объединяет в себе функции брокера, перевозчика и, скажем, логистика. Это практикуется в Португалии, Швеции. Нам до этого еще далеко, но стоит посмотреть, что получится при нашей российской специфике. Европейские страны все-таки небольшие,  там гораздо легче контролировать такую деятельность и значительно выше уровень законопослушности. Если у нас нормально пройдет процесс введения института уполномоченного грузополучателя, то можно будет, отработав эту систему, подумать о том, чтобы ввести внутренний институт экономического оператора, который будет получать товары для  лиц, уполномочивших его. Но это дело будущего.

К тому же здесь надо учитывать два аспекта. Европейские страны, где действует этот институт, являются членами Европейской конвенции о процедуре общего транзита 87-ого года, поэтому такой авторизованный оператор имеет международный статус.  Мы членами этой конвенции не являемся и  не можем в нее вступить, потому что она закрытая. Нас могут только туда пригласить, но пока этого не делают. В широких масштабах такой институт может применяться только в том случае, если мы присоединимся к этой конвенции. Тем не менее развивать такой институт нам стоит самостоятельно, в рамках Таможенного союза, когда появится общий транзит из Белоруссии в Казахстан через Россию. Тогда понадобится субъект околотаможенной инфраструктуры, субъект таможенных правоотношений, который сможет эти перевозки осуществлять. Вполне возможно, что этот институт достаточно быстро придется отработать и внедрять.

КонсультантПлюс: Совершенствование таможенного законодательства идет в соответствии с теорией развития международного таможенного права или практикой?

3С.О.: Международные подходы - не совсем теоретические, они пришли из практики. Законотворчество, конечно же, отталкивается от правоприменительной практики. Здесь действуют общие законы разработки, принятия правовых норм,  которые закрепляются уже устойчивыми правоотношениями. Соответственно и мы отталкиваемся от практики нашей работы. Работая совместно с коллегами из соседних стран, в рамках СНГ и ЕврАзЭС,  обязательно учитываем практику сразу нескольких государств. Любой интеграционный процесс всегда должен сопровождаться в первую очередь унификацией внутреннего законодательства. Например, с Белоруссией и с Казахстаном у России различаются как системы тарифного регулирования, так и нетарифного, валютное законодательство, а также определенные протекционистские меры, способы регулирования экономики при помощи таможенных механизмов и т.д. Естественно, их надо привести в соответствие, найти какой-то общий, подходящий для всех государств вектор и двигаться по нему.  

Это касается и присоединения к различным конвенциям, например, к двум европейским конвенциям от 1987 года:  о процедуре общего транзита и об упрощении формальностей в торговле товарами. Перед Россией стоит задача облегчения товарообмена между нашими странами. Естественно, надо готовиться к этому и находить те положения, те нормы, которые подходят для нас, готовить нашу  экономику, логистическую систему, а также  систему перевозок к межгосударственной таможенной интеграции. В этом плане наши проекты, которые мы разрабатываем по процедуре общего транзита, по институту уполномоченного грузополучателя, в принципе хорошие инструменты. Но дело в том, что еще до недавнего времени мы были объективно не готовы их внедрить. А эта готовность зависит не только от таможенной службы, это отражает объективное развитие экономики.

Внедрение институтов предварительного информирования, электронного декларирования облегчает процедуру общего транзита и одновременно делает возможным внедрение облегченной процедуры как института уполномоченного грузополучателя. Но для этого службы надо подготовить. Нужна техническая оснащенность, новое программное обеспечение, а это новые методы реализации контроля, например пост контроля, который у нас до недавнего времени был совсем не развит и только сейчас начинает активно развиваться. Все вышеперечисленное надо создать внутри службы, и это должно корреспондироваться с объективным развитием российской экономики. И только тогда мы сможем присоединиться к тем нормам, которые уже разработаны и действуют в Европе.

Это не теоретические умозаключения, а объективные процессы. Я абсолютный противник такого большевистского взгляда, когда делается какая-то схема, с научной точки зрения хорошая, замечательная, а потом в нее, как в прокрустово ложе, загоняется реальная жизнь. Как правило, эти эксперименты у нас редко удавались, даже до недавнего времени, я имею в виду 90-е годы. Поэтому мы максимально стараемся сбалансировать нашу работу с объективным состоянием нашей экономики, объективным состоянием участников внешнеэкономической деятельности, с их возможностями, потребностями, а также с возможностями нашей службы. Используется опыт региональных таможенных управлений, таможен, постоянно передающих нам информацию, которую мы совместно анализируем.

Наконец, не надо забывать, что у нас идут процессы унификации таможенного законодательства и в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, на территории постсоветского пространства эта работа тоже активно ведется. Постоянно разрабатываются методологические подходы к изучению проблем межгосударственной интеграции, определению особенностей институтов таможенного регулирования в ЕврАзЭС; разработке оптимальной для условий ЕврАзЭС модели таможенного регулирования, включающей формы, средства и методы его правового и организационного обеспечения.

На всех уровнях проявлена заинтересованность в том, чтобы достичь прогресса в формировании единого таможенного пространства сообщества. Сейчас идет подготовка законодательной базы для формирования Таможенного союза. Проведен сравнительный анализ таможенного законодательства и тарифных позиций, подготовлены и согласовываются проекты международных договорно-правовых актов. Существует  четкая структурированная программа, состоящая из двух частей. На втором этапе вообще все таможенное оформление, таможенный контроль будет вынесен на внешние границы Таможенного союза. У нас останется только граница с Финляндией и Прибалтикой, Украиной и Китаем. Таможенное оформление  будет проходить на внешних границах Казахстана и Белоруссии. Процесс уже идет, и сейчас обсуждается вопрос переноса таможенного оформления на внешнюю границу Белоруссии.

КонсультантПлюс: Разработаны ли общие стандарты и правила, а также  механизм их применения для Таможенного союза?

С.О.: В том то и дело, что нет. Если бы они были разработаны, то тогда все сразу объединились бы в этот союз. В России, не считая энергоносителей, по которым каждые два месяца тарифы меняются, остальные тарифы меняются практически каждые полгода. Но для их пересмотра не требуется утверждения парламента. Все решается на уровне Правительства. А в ряде стран Средней Азии, с которыми мы активно работаем, такая процедура возможна только на уровне ратификации ее парламентом, и только раз год. Видите, даже тарифы сложно совместить, не говоря уже о вопросах нетарифного регулирования. У нас разные подходы к продуктным ограничениям, ветеринарным и санитарным правилам даже с Украиной. Конкретный пример. Украинец, переходя свою границу, имеет с собой 15 тысяч долларов, и ему не надо никаких справок для ее пересечения, он честный человек. На нашей границе, провозя с собой более 10 тысяч долларов, надо заполнять декларацию. Правила должны быть одинаковыми. Поэтому надо работать над общими стандартами и их применением: тарифным и нетарифным ограничениями,  валютным ограничением, унификацией средств идентификации. Надо разработать печать, штамп, маркировку. Это не только задача таможни. Так, ФТС не может, к примеру, унифицировать ветеринарные правила. В этом задействовано значительное количество министерств. Это очень большая, серьезная работа общегосударственного значения и масштаба.

КонсультантПлюс: На днях Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела", принятый Госдумой 11 июня 2008 года и одобренный Советом Федерации 18 июня с.г. Для чего он был принят?

5С.О.: Необходимость принятия указанного Закона была обусловлена тем обстоятельством, что в мае 2006 года Федеральная таможенная служба была переподчинена непосредственно Правительству Российской Федерации. Одновременно ей передали функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Все это потребовало разработки и внесения соответствующих изменений в отдельные законодательные акты.

Федеральный закон призван существенно повысить эффективность работы ФТС России, предоставить таможенной службе возможность самостоятельно и более оперативно принимать решения по нормативно-правовому регулированию своей деятельности. Кроме того, этот документ максимально ориентирован на снятие бюрократических препон при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов Российской Федерации. Подписанный Федеральный закон позволит Федеральной таможенной службе более эффективно исполнять поручения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Как вы расцениваете то, что первым официальным визитом избранного Президента Российской Федерации Д.А. Медведева был визит в Республику Казахстан? Каковы перспективы и приоритетные направления сотрудничества с Республикой Казахстан в таможенной сфере?

С.О.: Отмечу, что Республика Казахстан является нашим стратегическим партнером, а развитие и укрепление российско-казахстанских отношений - одна из приоритетных задач, поставленных руководством страны.  

В настоящее время российско-казахстанское сотрудничество в таможенной сфере активно развивается. Регулярно проводятся встречи как экспертов, так и руководства наших таможенных служб. Наиболее актуальными являются вопросы организации совместного контроля и функционирования пунктов пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы. Так, в целях реализации Плана совместных действий России и Казахстана, утвержденного президентами Российской Федерации и Республики Казахстан, разработаны и согласованы с казахстанскими коллегами проекты следующих межправительственных документов. Прежде всего это -  соглашения о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля при перемещении лиц, товаров и транспортных средств через российско-казахстанскую границу. Кроме того, протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о строительстве на российско-казахстанской государственной границе автомобильных пунктов пропуска, на которых проводится совместный контроль, от 3 октября 2006 года. А также протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 года.

Данные проекты были согласованы в ходе состоявшихся в период 16-18 апреля 2008 года в г. Астане российско-казахстанских переговоров с участием руководителей таможенных служб и представителей пограничных служб двух стран. В настоящее время в отношении данных документов сторонами проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для их подписания.

КонсультантПлюс: Реализуются ли в настоящее время положения подписанного 29 июня 2007 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь?

С.О.: Данное Соглашение требует процедуры ратификации. В настоящее время пакет документов, необходимый для ратификации, внесен в Правительство Российской Федерации. Однако уже сейчас для обеспечения выполнения данного Соглашения создана рабочая группа из представителей таможенных служб России и Белоруссии.

Этой рабочей группой подготовлен проект протокола о реализации данного Соглашения. Предполагается определить порядок, регламент и способы обмена информацией о товарах, перемещаемых транзитом между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, о выданных разрешениях на транзит, о завершении транзита, о документах, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных платежей, о выявленных таможенных правонарушениях, а также информацией, необходимой для перечисления средств, и другими сведениями.

КонсультантПлюс: Как осуществляется на межведомственном уровне взаимодействие таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств?

С.О.: Одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации является дальнейшее развитие сотрудничества с таможенными службами государств - участников СНГ. Правовой основой сотрудничества Федеральной таможенной службы с коллегами из стран ближнего зарубежья является многостороннее Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года, ставшее одним из первых актов по таможенному делу, объединившим таможенные службы России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении, Казахстан, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

В настоящее время основная работа таможенных служб в рамках СНГ ведется на межведомственном уровне, в рамках Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС СНГ). В соответствии с Положением о Совете руководителей таможенных служб государств - участников СНГ одним из основных направлений деятельности Совета является содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств - участников СНГ, а также координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств - участников СНГ по основным аспектам таможенной политики. Со дня образования СРТС СНГ было проведено 47 заседаний, на которых подготовлено более 320 решений по основным аспектам деятельности таможенных служб, имеющих важное прикладное значение.

С момента образования и по настоящее время возглавляет Совет, а также выполняет функции рабочего аппарата (Секретариата) Таможенная служба Российской Федерации. 6 июня 2008 года состоялось 47-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС СНГ). В ходе встречи был обсужден целый ряд вопросов укрепления и совершенствования таможенного сотрудничества. В частности, участники нижегородского таможенного саммита СНГ рассмотрели вопросы инвентаризации международно-правовой базы государств - участников СНГ; проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, а также заслушали информацию о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года (Киотская конвенция).

Кроме того, на заседание был вынесен вопрос о подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ на базе Российской таможенной академии (РТА). В связи с этим руководитель ФТС России Андрей Юрьевич Бельянинов указал на то, что решение этого вопроса непосредственно влияет на эффективность взаимодействия таможенных органов на территории Содружества, и предложил принять предложение таможенных служб об увеличении квоты для иностранных слушателей при поступлении в РТА.

КонсультантПлюс: Сергей Олегович, давайте перейдем к вопросам, поступившим на сайт. Юрий (МО) спрашивает: "В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) один из терминов - "очистка" - он равнозначен термину Таможенного кодекса Российской Федерации "таможенное оформление"?

С.О.: Содержание термина "очистка" дается в главе 2 "Определения" Генерального приложения Конвенции и означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру.

Статья 11 Таможенного кодекса Российской Федерации "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" определение термина "очистка" не содержит. Также эта статья не содержит и определения таможенного оформления. В этой связи проводить сравнение и говорить о равнозначности терминов "очистка" и "таможенное оформление" в настоящее время не представляется возможным.

Содержание Специальных приложений Киотской конвенции и отдельных их глав имеет некоторые расхождения с таможенным и иным отраслевым законодательством Российской Федерации. Такие несоответствия относятся, в частности, к:
Специальному приложению "D" - Таможенные склады и свободные зоны (глава 2 "Свободные зоны");
Специальному приложению "E" - Транзит (глава 2 "Перегрузка", глава 3 "Каботажная транспортировка товаров");
Специальному приложению "F" - Переработка (глава 3 "Возврат");
Специальному приложению "H" - Правонарушения.
Планируется ли внесение изменений в российское законодательство, чтобы привести его в соответствие с вышеуказанными Специальными приложениями? Если да, то когда это может произойти и в каком объеме? - Максим (Калининград)

4С.О.: Не планируется. Российская Федерация в настоящее время осуществляет процедуру присоединения к Киотской конвенции только в рамках Генерального приложения. Российское законодательство в переходный период (три - пять лет) после присоединения к Конвенции в соответствии со статьей 13 Конвенции будет приведено в соответствие с положениями Генерального приложения.

Вступил ли в силу Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанный странами-участниками в Брюсселе 26 июня 1999 г.? Если да, то входит ли в настоящее время Российская Федерация в число государств, официально присоединившихся к этому документу? - Екатерина (Московская область)

С.О.: На сегодняшний день ФТС России разработала и направила на межведомственное согласование проект Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".

После проведения всех необходимых законодательных процедур Российская Федерация официально присоединится к Конвенции. Сейчас таких стран-участниц 56.

В каком состоянии сегодня находится вопрос о создании системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ и возмещением НДС по ставке 0 процентов при экспорте товаров (СКВВ)? - Олег (Магнитогорск)

С.О.: Правительством Российской Федерации распоряжением от 7 марта 2008 г. N 288-р одобрена Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция). Концепция разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

Концепция определяет основные цели и задачи создания системы контроля, ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития системы контроля, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию и развитию.

Создание системы контроля осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми органами;
- использование по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме;
- автоматическое формирование сведений, необходимых для подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации, содержащейся в первичных документах;
-  исключение повторного ввода информации;
- оперативное предоставление таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных документов, имеющих юридическую значимость;
- оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по таможенному и налоговому контролю;
- использование инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде, для организации информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия, а также электронной цифровой подписи;
- обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия;
- обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в электронных документах, используемых в рамках системы контроля, для осуществления контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

В настоящее время в целях реализации Концепции ФТС России составлены технические требования к конкурсу на проведение работ по разработке технического задания на создание Таможенной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - СКВВ, Система). На момент разработки Системы в ФТС России для автоматизации процессов деятельности таможенных органов и пунктов пропуска, расположенных на государственной границе Российской Федерации, в части таможенного оформления и контроля товаров внедряется взаимодействующий с СКВВ комплекс программных средств "Пограничного пункта пропуска" (далее - КПС "ПП"). КПС "ПП" позволяет проводить формирование статистической и аналитической отчетности по данным о прибытии товаров и транспортных средств, а также осуществлять регистрацию товаров и транспортных средств при фактическом вывозе с таможенной территории