14.06.17

​Интервью начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Жукова "Курс на совершенствование"

В 2016 году основная деятельность Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России была сосредоточена на реализации мероприятий, формирующих направления совершенствования и оптимизации таможенных технологий. Об итогах работы за прошлый год и об основных задачах на нынешний рассказывает начальник ГУОТОиТК Дмитрий ЖУКОВ.

– Дмитрий Борисович, согласно статистике за прошлый год, положительная динамика сокращения сроков совершения операций наблюдается в железнодорожных, воздушных и морских пунктах пропуска. Большой интерес у участников ВЭД вызывает КПС «Портал Морской порт». Расскажите об этом.

– Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является оптимизация совершения таможенных операций в морских портах.

Работы по созданию единого информационного пространства для обеспечения взаимодействия всех участников обработки грузов в морских портах проводились с 2014 года. В 2016 году использование КПС «Портал Морской порт» обеспечено в 19 морских портах РФ. Это позволяет говорить о широкой географии его применения. В 2017 году «Портал» будет внедрен во всех морских портах. Это 51 морской пункт пропуска.

Важно, что ФТС России удалось обеспечить совместную работу с другими ведомствами – Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Пограничной службой ФСБ России, а также администрациями морских портов. Результатом работы стало сокращение среднего времени нахождения товаров в морских портах в 2016 году до четырех суток. Для сравнения: в 2013 году это срок составлял десять суток, в 2014 году – семь суток, а в 2015 году – шесть суток.

– Какова ситуация на других видах транспорта?

– С первого апреля 2017 года введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта.

ФТС России издан Порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при представлении документов и сведений в электронном виде. Отработка всех технологических процессов в рамках Порядка с первого декабря 2016 года осуществлялась на базе Домодедовской таможни. С самого начала запуска практической отработки технологии предварительного информирования в регионе деятельности Домодедовской таможни в эксперименте принимали участие авиакомпании S7 Airlines и Emirates. В течение тестирования к эксперименту присоединились авиакомпании «ЭйрБриджКарго», Etihad Airways, «Уральские авиалинии». На сегодняшний день большинство авиакомпаний, выполняющих международные рейсы в аэропорту Домодедово, выразили готовность подавать необходимые сведения.

По результатам опытной эксплуатации принято решение о внедрении новой версии Комплекса программных средств «Авиационный пункт пропуска» в иных воздушных пунктах пропуска. Помимо основных функций по сопровождению оформления воздушных судов и товаров, обновленный КПС предусматривает взаимодействие с иными государственными контролирующими органами в воздушных пунктах пропуска в электронной форме. Функциональные возможности программного обеспечения таможенных органов позволяют оперативно формировать запросы и получать решения о возможности ввоза подконтрольных товаров от территориальных подразделений Россельхознадзора на основании имеющихся (приложенных) разрешительных документов.

Тестирование технологии информационного обмена между ведомствами показало определенную эффективность. Решения о ввозе принимались в установленные технологическими картами межведомственного взаимодействия сроки.

Введение в 2014 году обязательного предварительного информирования на железнодорожном виде транспорта и результаты реализуемого с РЖД пилотного проекта по обмену электронными документами и сведениями при проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, позволили отказаться от продолжения эксперимента и перейти уже в 2016 году к штатной организации работы. Результатом этой работы стало сокращение времени оформления товаров и транспортных средств в железнодорожных пунктах пропуска с трех часов десяти минут в 2014 году до двух часов в 2016 году.

– Расскажите о важнейших вехах деятельности ГУОТОиТК в 2016 году.

– В прошедшем году на постоянной основе проводилась работа по сокращению сроков совершения таможенных операций, оптимизации проведения государственного контроля в пунктах пропуска, увеличения их пропускной способности и разработке новых перспективных информационных технологий.

В автомобильных пунктах пропуска результатом проведенной работы стало фактическое сокращение времени совершения таможенных операций в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, до 18 минут при установленном значении 20 минут, а в отношении товаров, подлежащих иным видам государственного контроля, до 29 минут, при установленном значении 38 минут.

– Каковы результаты внедрения в работу таможенных органов новых таможенных технологий?

– Число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, близко к 100 процентам. Из почти четырех миллионов деклараций на товары, поданных в 2016 году, практически все (99,96 процента) поданы в электронном виде.

И логическим развитием совершенствования процесса декларирования и выпуска, является автоматизация принимаемых решений. При экспорте товаров в 2016 году общее количество автоматически зарегистрированных деклараций на товары составило более 478 тысяч. Это почти 36 процентов от общего количества деклараций при экспорте.

При импорте количество автоматически зарегистрированных деклараций на товары составило около 42 тысяч. В 2016 году количество экспортных ДТ, выпущенных в автоматическом режиме, составило около 29 тысяч. Начата практика автовыпуска импортных деклараций. Применение таких технологий позволяет сократить время регистрации и выпуска деклараций на товары до нескольких минут.

В 2016 году продолжалась работа по совершенствованию применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе за счет развития Центров электронного декларирования и концентрации в них таможенного декларирования. Статистика свидетельствует о росте доли деклараций на товары, оформленных с применением такой технологии. В 2016 году она составила почти четверть от всех ДТ, поданных в электронной форме.

– ЦЭД в этом смысле является прорывом в улучшении работы?

– Для дальнейшего совершенствования технологии удаленного выпуска товаров проводятся мероприятия по концентрации таможенного декларирования на таможенных постах – центрах электронного декларирования. По информации из региональных таможенных управлений, серьезных технологических проблемных вопросов при проведении данных мероприятий не возникало.

Внедрение и совершенствование новых информационных таможенных технологий, в том числе авторегистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров, введение обязательного предварительного информирования и элементов межведомственного электронного документооборота позволили достичь сокращения общего времени помещения товаров под таможенные процедуры, обеспечив их осуществление при экспорте товаров в среднем за 47 минут и импорте не более чем за один час 37 минут.

ГУОТОиТК уделяет особое внимание оптимизации и упрощению оформления процедуры таможенного транзита.

В 2016 году российскими таможенными органами было оформлено более одного миллиона двухсот тысяч транзитных деклараций в связи с помещением товаров под процедуру транзита и свыше одного миллиона семисот тысяч транзитных деклараций в связи с ее завершением.

Технология электронного декларирования процедуры транзита из эксперимента в 2015 году стала штатной технологией в 2016. Главным управлением подготовлен соответствующий приказ Минфина России, вступивший в силу с 20 марта 2017 года. Он реализует, в том числе, механизм предварительного электронного декларирования процедуры транзита. И 2017 год должен стать годом ее повсеместного внедрения.

Для реализации возможности применения технологии электронного декларирования процедуры транзита на всей территории Евразийского экономического союза нами инициировано рассмотрение этого вопроса в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза. По его результатам с февраля 2017 года по июнь 2017 года в российских, белорусских и киргизских таможенных органах, определенных в качестве объектов пилотной зоны, проводится первоначальный этап эксперимента. Он предусматривает возможность подачи транзитной декларации в электронной форме.

– Как в условиях непростой международной обстановки совершенствуется информационное взаимодействие с таможенными службами иностранных государств?

– В 2016 году совместно с Управлением таможенного сотрудничества и структурными подразделениями ФТС России велась активная работа в рамках международного сотрудничества. Сегодня информационное взаимодействие между таможенными службами иностранных государств и ФТС России ведется по нескольким перспективным направлениям: в части проектов «Зеленый коридор», в рамках признания результатов таможенного контроля, а также обеспечения безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках.

В 2016 году активно прорабатывался вопрос по реализации проектов «Зеленый коридор» в отношении ряда стран: Индии, Ирана, Китая, Туниса, Японии и других.

В качестве задач на 2017 год в части международного сотрудничества можно выделить реализацию перспективных проектов информационного взаимодействия между таможенными службами России и зарубежных государств в рамках реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» и развитие взаимодействия таможенных служб по обеспечению безопасности цепи поставок в рамках Международного транспортного коридора «Север – Юг».

– Выполненный ГУОТОиТК комплекс мероприятий позволил упростить, автоматизировать и сократить время совершения таможенных операций?

– Удалось решить многие важные поставленные задачи. Но в наступившем году работа в этом направлении будет продолжена. Усилия будут сконцентрированы на выполнении основных задач, таких как организация информационного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, в том числе при реализации механизма «единого окна», расширение практики декларирования транзита в электронной форме, дальнейшее развитие технологий авторегистрации и автовыпуска, а также разработка нормативных правовых актов в связи с предстоящим вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Журнал "Таможня" № 12 [419] 2017 г