15.06.17

Интервью начальника Управления таможенного сотрудничества ФТС России Сергея Коноваленко "Юбилей дипломатов ФТС России"

В первый лень лета Управление таможенного сотрудничества ФТС России отмечает замечательный юбилей – четверть века со дня образования. Представителей УТС не зря называют дипломатами ведомства. Основные задачи его сотрудников – налаживание и развитие взаимодействия с иностранными коллегами для расширения торговли России с зарубежными партнерами. О работе и перспективах развития УТС рассказывает его руководитель Сергей КОНОВАЛЕНКО.

– Сергей Александрович, 25 лет со дня образования – серьезная дата. Говоря об этом событии было бы справедливо вспомнить, как все начиналось?

– Действительно, 25 лет – это та веха, когда можно подвести итоги, осмыслить пройденный путь, поставить задачи для достижения новых вершин. Это были плодотворные годы активной и скрупулезной работы по созданию инфраструктуры международного таможенного сотрудничества.

А история УТС началась с создания отдела внешних связей, который 1 июня 1992 года был преобразован в Управление внешних связей (УВС). Эта дата и является днем рождения Управления. Его первым начальником стал Владимир Иванович Мещеряков.

За два с половиной десятка лет Управление пережило ряд реорганизаций и реформ таможенной службы. Например, в связи с большим объемом работы по линии Таможенного Союза в 1997 году в структуре ГТК России было дополнительно создано Управление по делам Таможенного Союза. С момента создания УДТС функции международного таможенного сотрудничества были разделены. Координация деятельности со странами дальнего зарубежья и международными организациями оставалась за Управлением внешних связей, а взаимодействие с нашими партнерами по Таможенному союзу было возложено на Управление по делам Таможенного Союза. В 1999 году УВС переименовали в Управление международного таможенного сотрудничества.

Нынешнее название – Управление таможенного сотрудничества – было принято в сентябре 2004 года. При этом Управлению были переподчинены отделы УДТС, а функциональные задачи УТС значительно расширились.

В преддверии юбилея мы вспоминаем имена всех руководителей, возглавлявших Управление за эти годы. В коридорах УТС разместилась своеобразная портретная галерея. Почетное место в ней заняли фотографии Владимира Ивановича Мещерякова, Сергея Александровича Федосова, Юрия Владимировича Михайличенко, Александра Сергеевича Подчищаева, Юрия Васильевича Генералова, начальников УДТС – Анатолия Валентиновича Галактионова и Евгения Васильевича Рыбакова.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить слова благодарности им и сотрудникам управления тех лет за создание того фундамента международной деятельности, на базе которого мы сейчас решаем поставленные задачи.

– Формирование Таможенного союза и Евразийского экономического союза происходило не без активного участия Управления таможенного сотрудничества. Какова была роль УТС и какая работа проводится в настоящее время?

– В процесс формирования Таможенного союза, а в впоследствии – Евразийского экономического союза, УТС было вовлечено в полной мере. И сегодня Управление остается главным координатором ФТС России по связям с ЕЭК Евразийского экономического союза.

Так, в 2010 году Управление активно участвовало в формировании договорно-правовой базы Таможенного союза. Несмотря на сжатые сроки, поставленные задачи были выполнены и принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Этот документ вот уже на протяжении почти семи лет определяет единые принципы таможенного администрирования на территории ЕАЭС.

УТС постоянно работает в тесном взаимодействии со всеми структурными управлениями ФТС России. Совместными усилиями с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля, Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля и другими подразделениями центрального аппарата удалось справиться с задачей по координации взаимодействия ФТС России с таможенными службами Беларуси и Казахстана. В частности, в совместной работе по переносу таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля на российско-белорусском и российско-казахстанском участках государственной границы.

– Первого июля 2011 года были отменены государственные виды контроля между Россией, Беларусью и Казахстаном и создана единая таможенная территория Таможенного союза. УТС вместе с другими управлениями ведомства сделали очень много, чтобы это событие произошло...

– Сегодня мы также делаем очень многое для развития и укрепления этих процессов. УТС координирует реализацию Соглашения об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках ее вступления в ЕАЭС, а именно по созданию современной таможенной инфраструктуры на киргизском участке таможенной границы ЕАЭС и модернизации наиболее важных лабораторий в Киргизии. Через Управление осуществляется взаимодействие между подразделениями ФТС России, федеральными органами исполнительной власти, АО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» и киргизскими коллегами.

Отдельно хочу остановиться на той работе, которую проводит Управление в рамках выполнения межправительственного соглашения по оказанию технической помощи Киргизской Республике. Если кратко, то федеральным ведомством, осуществляющим координацию деятельности по созданию современной таможенной инфраструктуры на этом участке таможенной границы ЕАЭС и модернизации наиболее важных лабораторий в Киргизии, является ФТС России. А внутри ФТС России координацию этой работы осуществляет УТС.

Это первый опыт Управления в решении подобных задач. А потому необходимо было заново создать механизм взаимодействия между структурными подразделениями таможенной службы, российскими министерствами и ведомствами, киргизскими коллегами и единственным подрядчиком, определенным Правительством России – АО «КРОКУС».

Главная сложность на первых этапах реализации Соглашения состояла в том, чтобы подготовить нормативную базу, которая учитывала бы интересы всех сторон, и согласовать зоны ответственности. Были проведены сотни рабочих встреч, совещаний, видеоконференций. В итоге на пункты пропуска и в лаборатории Киргизии поставлено первоочередное оборудование для таможенного контроля и лабораторных исследований, организованы высокоскоростные каналы связи между ГТС Киргизии и пунктами пропуска, поставлена автомобильная техника.

В настоящее время реализуется основная фазы проекта – строительство объектов на пунктах пропуска. Хочется поблагодарить наших коллег из ГУТО, ГУИТ, ГУОТОиТК, ГФЭУ и ПУ, а также партнеров из АО «КРОКУС» за их активную позицию, за весомый вклад в реализацию Соглашения.

Продолжая тему Киргизии, нельзя не упомянуть работу Управления в рамках Межправительственной Российско-Киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, сопредседателем которой с российской стороны является руководитель ФТС Владимир Иванович Булавин, а с киргизской – председатель Правительства Республики.

Фактически, УТС выполняет функции внутреннего секретариата комиссии: собирает информацию от всех министерств и ведомств, обрабатывает ее и готовит итоговые материалы для руководителя ФТС России. В этой работе активно взаимодействуем с Департаментом экономического сотрудничества со странами СНГ и развития евразийской интеграции Минэкономразвития.

– А как начиналась работа с нашими ближайшими соседями – странами СНГ?

– По инициативе ГТК России в декабре 1993 года был образован Совет руководителей таможенных служб государств – участников Содружества Независимых Государств в интересах координации действий таможенных служб.

В январе 1994 года в Москве состоялось первое заседание Совета, на котором председателем был избран в то время руководивший российской таможенной службой Михаил Валентинович Ванин. С тех пор Россия постоянно возглавляет этот совещательный орган.

Совет создавался для сближения и гармонизации таможенных законодательств государств – участников СНГ. Были определены приоритетные направления дальнейшего развития таможенного дела на постсоветском пространстве. Благодаря его деятельности утверждены и активно используются таможенными органами СНГ соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и многие другие документы.

Заседания Совета проводятся регулярно. По наиболее сложным вопросам функционируют постоянно действующие рабочие группы экспертов. Совет позволяет, как говорится, «сверять часы» таможенным службам СНГ. При этом УТС выполняет функции Секретариата Совета. Оно координирует организационную работу на протяжении почти четверти века. И несмотря на разные, а подчас и кардинально противоположные позиции таможенных служб государств – членов СНГ, удается разрабатывать компромиссные решения в вопросах развития таможенного дела в СНГ.

– За 25 лет УТС налажено эффективное взаимодействие со многими международными организациями. Как это удалось?

– За четверть века нам удалось добиться многого. Налажено взаимодействие более чем с пятнадцатью ключевыми международными организациями: БРИКС, ЕС, АТЭС, ЕЭК ООН, ЧЭС, МАГАТЭ, АСЕАН, АСЕМ и другими. Среди них на первом месте стоит Всемирная таможенная организация (ВТамО), в состав которой входят таможенные ведомства более 180 стран мира. На ее площадке ФТС России реализует проекты, направленные на развитие транзитной системы, электронной торговли, борьбе с контрабандой товаров, защите прав интеллектуальной собственности и другие.

При непосредственном участии Управления с июля 2014 года ФТС России начала свою работу в Комитете по аудиту ВТамО. Присутствие в Комитете по аудиту позволило выявить и предупредить риски, связанные с недостаточной эффективностью работы ВТамО, разработать и внедрить в деятельность организации перечень показателей эффективности. В результате в июле 2015 года первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Валентинович Давыдов занял пост председателя Комитета.

В июле 2016 года ФТС России сумела добиться еще большего. Руслан Валентонович Давыдов был избран на высший пост в организации и стал Председателем Совета ВТамО. Сегодня Управление обеспечивает председательство ФТС России в Совете ВТамО, готовит информационно-аналитические материалы по всем актуальным вопросам повестки дня, стоящим перед мировым таможенным сообществом, способствует продвижению российских инициатив в этой организации.

Также хотелось бы остановиться на нашем взаимодействии с БРИКС. В рамках этой организации по инициативе ФТС России был создан Таможенный комитет БРИКС, определена повестка дня его работы, началось обсуждение конкретных проектов.

Что касается Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), то по признанию руководства входящих в нее стран, таможенное сотрудничество является одним из наиболее эффективных направлений взаимодействия в рамках этого объединения. Для координации работы на данной площадке создана Специальная рабочая группа по таможенному сотрудничеству государств-членов ШОС. Ее секретарем является первый заместитель начальника Управления Евгений Александрович Козырев.

– Какова роль УТС в реализации глобальных международных проектов?

– Хотелось бы отметить, что наиболее глобальными проектами, в которых участвует ФТС России, являются Экономический пояс Шелкового пути и Север-Юг. Несколько слов о каждом из них.

В 2015 году Президент РФ Владимир Владимирович Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин договорились о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Экономический пояс шелкового пути – проект региональной интеграции. Он предполагает не только создание нового евразийского транспортного коридора, но и значительное укрепление экономического взаимодействия на крупнейшем континенте мира.

Таможенная составляющая в этом проекте весьма значительная. Еще раз в этом мы убедились совсем недавно, когда участвовали в Международном форуме высокого уровня в Пекине. Выступление руководителя ФТС России на сессии «Безграничная торговля» вызвало большой интерес у участников ВЭД, руководителей таможенных и экономических ведомств собравшихся стран.

В то же время мы понимаем, что успех реализации проекта напрямую зависит от того, как быстро и насколько серьезно будут снижены таможенные барьеры. Мы с китайскими и монгольскими коллегами активно работаем над созданием и внедрением специальных таможенных технологий. УТС вместе с коллегами работает над созданием правовой базы для применения этих технологий.

Север-Юг – это международный транспортный коридор, призванный обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индии, в том числе через российскую территорию. Россия присоединилась к строительству МТК Север-Юг в 2000 году. Это тоже глобальный проект. Он отличается географией, однако требует от нас профессионального подхода к решению тех же задач.

Сотрудники УТС уже стали и информационными технологами, и специалистами в таможенном оформлении, и почти профессиональными дипломатами. На переговорах иногда бывает жарко. И дискуссии идут два-три дня подряд. Иногда приходится разбираться даже в тонкостях различных алгоритмов защиты информации.

Мы не упускаем из вида и двусторонние проекты – «Зеленые коридоры». Они реализуются с таможенными службами 14 иностранных государств: Индии, Ирана, Италии, Китая, Узбекистана, Туниса, Турции и других. Предусматривается ускорение и упрощение пересечения границы, уменьшение количества предоставляемых документов, принятие заявленной таможенной стоимости, приоритетный порядок оформления.

– За время существования УТС загранаппарат ФТС России по своему количественному и кадровому составу вошел в число лидирующих ведомств среди федеральных органов исполнительной власти.

– Первое представительство таможенной службы России было учреждено в феврале 1995 года в Белоруссии, а спустя два месяца – в Казахстане. Целью их создания было развитие интеграции в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, дальнейшее формирование и совершенствование его договорно-правовой базы. Эти представительства и сейчас играют ведущую роль.

Первое представительство в странах дальнего зарубежья появилось в ноябре 1996 года в Финляндии. Сегодня оно осуществляет свои функции не только на территории этой страны, но и в Швеции, Дании и Норвегии. По мере совершенствования таможенного сотрудничества границы расширялись. В рамках БРИКС, наши представители были направлены в Бразилию и Индию. Сегодня российский таможенный дипкорпус работает в восьми странах СНГ и в двенадцати странах дальнего зарубежья, и насчитывает более 120 человек.

В сложный период международных политических отношений сотрудники представительств налаживают и развивают связи, реализовывают достигнутые договоренности с таможенными администрациями. Ведется разъяснительная работа с бизнес-сообществом. Основная часть работы по-прежнему связана с выявлением угроз экономической безопасности России. Информация, направляемая представительствами, не раз способствовала выявлению противоправных схем перемещения товаров, применяемых недобросовестными участниками ВЭД и нацеленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и перемещение в Россию санкционной продукции, наркотиков и контрабанды.

Говоря об эффективности работы представительств приведу пример. Только в 2016 году по их данным, представленным в ФТС России, потенциальный ущерб бюджету из-за применения недобросовестными участниками ВЭД незаконных схем ввоза товаров, импорта санкционной продукции и других составил 2,2 миллиарда долларов.

Хочу особо отметить, что у нас сформирован уникальный отряд наших дипломатов, среди которых есть профессионалы разной направленности. Кроме необходимых специальных знаний в области таможенного дела, представители России в странах дальнего зарубежья в совершенстве владеют иностранными языками, в том числе редкими, например, японским, китайским, корейским, турецким, португальским и так далее. Руководителем ФТС России поставлена задача повысить эффективность деятельности наших представителей и сегодня мы продолжаем работать над укреплением кадрового состава.

– Вы руководите Управлением уже более десяти лет. Вспомните, пожалуйста, одно из первых совещаний начального этапа вашей деятельности?

– Вспоминается 2007 год. Руководителем ФТС России тогда был Андрей Юрьевич Бельянинов. Им была поставлена задача провести всестороннее реформирование всей международной работы ведомства с учетом современных требований. За два месяца УТС подготовило новую концепцию и стратегию международной деятельности в таможенной сфере. Были отработаны новые документы, переработаны регламентирующие приказы, согласованы необходимые мероприятия организационно-штатного характера. После утверждения этих документов 5 сентября 2007 года состоялось первое общероссийское совещание ФТС России по вопросам международного таможенного сотрудничества, которое прошло в Белокурихе на Алтае.

В совещании принимали участие руководители управлений центрального аппарата и региональных таможенных управлений, а также представители, работающие в странах дальнего и ближнего зарубежья. Мы обсуждали вопросы взаимодействия с иностранными партнерами, довели до ответственных лиц новые требования и определили направления работы. Совещание стало своего рода толчком для начала функционирования новой системы международной деятельности ФТС России, которая существует по сегодняшний день.

– Вы являетесь председателем Московского международного Клуба таможенных атташе. Из личного общения с иностранными представителями в столице России знаю, что таможенные атташе высоко оценивают этот Клуб. Расскажите, пожалуйста, о его работе, задачах.

– В 2002 году впервые в стране был создан Московский международный Клуб таможенных атташе. На сегодняшний день он насчитывает 28 представителей иностранных государств. Кстати, позже примеру Москвы последовали другие страны. В Китае подобный клуб появился в 2008 году, в Германии – в 2013, в Бразилии – в 2015 году.

Хочу отметить, что у каждой таможенной службы есть свой интересный опыт, который может быть применен ФТС России. У российской таможни тоже много любопытных наработок. И мы с удовольствием делимся ими с коллегами. Таможенный атташе должен отслеживать последние тенденции в направлениях работы ведомства, знать какие технологии развиваются, что ожидать участникам ВЭД той страны, которую они представляют, какие правовые акты, влияющие на таможенное администрирование, планируется принять в ближайшее время. В ходе заседания Клуба происходит обмен информацией, решается масса организационных вопросов.

– Какими качествами в первую очередь должен обладать «дипломат таможенной службы»?

– В соответствии с указаниями руководства ФТС России Управление таможенного сотрудничества является координатором деятельности ведомства на международном направлении. Чтобы быть надежным связующим звеном необходимы знания и умения. Быть лидером – значит лучше всех решать поставленные задачи. Поэтому требования к нашим сотрудникам очень высокие: профессионализм, глубокое знание предмета, высокая работоспособность и строгая дисциплина. Необходимы и аналитические способности, умение выделять главные моменты и звенья в напряженной работе, хорошее владение иностранным языком.

Немаловажно для наших сотрудников – умение добиваться баланса интересов в переговорах с партнерами, и ряд других качеств, присущих российским дипломатам. Естественно молодые сотрудники не всегда соответствуют этим требованиям. Мы стараемся довести их знания и навыки до необходимого уровня. Для этого постоянно в рамках управления проводим семинары, коллективные и индивидуальные занятия.

Сейчас совместно с РТА, по договоренности с ее начальником Владимиром Бадьминовичем Мантусовым, мы готовим учебник. Это будет первое учебное пособие по международной деятельности в таможенной сфере, отражающее нынешние реалии нашей работы.

Пользуясь случаем, хочу поздравить ветеранов, всех ранее работавших и действующих сотрудников Управления, а также всех коллег, кто помогал нам и помогает в развитии международного сотрудничества в таможенной сфере с нашим общим праздником – 25-летием образования УТС. Спасибо за совместную работу.

Журнал "Таможня" № 12 [419] 2017 г