21.10.05

Как только разные народы научились торговать между собой, появилась и таможенная служба

Как только разные народы научились торговать между собой, появилась и таможенная служба. И все ее проблемы - такие же древние

25 октября - День таможенника в Российской Федерации. Установлен Указом президента РФ от 4 августа 1995 года.

Из энциклопедического словаря

Таможня - государственное учреждение, осуществляющее осмотр и досмотр всех товаров, проходящих через границу государства, и производящее таможенные сборы за их перемещение через границу.

Бизнес из глубины веков

Говорят, изобретателем таможни стал некий экономически сообразительный разбойник на караванном пути. Он пришел к выводу, что гораздо выгоднее не обирать караванщиков до нитки, а взыскивать с них определенные денежные суммы за проход. Поэтому большая часть караванов выбирала именно ту дорогу, где он делал свой бизнес. И дела у предприимчивого бандюги пошли в гору, тогда как его коллеги едва сводили концы с концами.

Возможно, это только красивая сказка, но при раскопках древней Пальмиры, лежавшей на пересечении торговых путей - ее расцвет приходился на начало первого тысячелетия, нашли стелу, на которой была приведена номенклатура облагаемых товаров и тарифы: сколько платить за ткани, рабов и благовония.

Правитель древних Афин Солон, умело используя таможенные законы (запретил вывозить хлеб, а масло, оливки и вино, которые были в изобилии, разрешил), способствовал их расцвету. И древнерусский Господин Великий Новгород с рассудком обдирал своих экспортеров и заморских импортеров: "А похотят торговати в Новегороде, и у них товар осмотрети и таможити. Со всякого товару имати с рубля тамги (стоимости растаможенного товара) по полуторе деньге", - так записано в Новгородском таможенном уставе.

Официально таможенная служба в России появилась при императрице Екатерине, по указу которой была создана цепь постов для предотвращения переброски контрабандных товаров с кораблей, находящихся в Финском заливе, на русское побережье. Затем такая же цепь протянулась вдоль всей западной границы. Это было золотое дно - предприимчивому чиновнику было где развернуться. Недаром и гоголевский Павел Иванович Чичиков положил начало своего благосостояния во время службы на провинциальной таможне.

Как растаможить воздух

Свирепствовали таможенники и за границей, но их умные люди умело обходили. Когда французский физик Гей-Люссак выписал колбы и реторты из Германии и узнал, что за немецкую стеклянную посуду ему придется заплатить бешеные деньги, то он просто заткнул все горлышки пробкой, а в таможенной декларации написал: "Воздух из Германии". Химическая посуда стала просто упаковкой, которая пошлиной не облагается.

Но добросовестнее всех оказался один американский таможенник. В свое время ввоз золота частными лицами в Соединенные Штаты был запрещен. Услышав случайно оброненные кем-то встречавшим знаменитого Федора Шаляпина слова: "Смотрите, вот Шаляпин, у него золотое горло", - тотчас же отправил певца... на рентген.

Иногда в государственных интересах и таможенные чиновники закрывали глаза на нарушение правил. Например, перед Первой мировой войной российские таможенники перестали обращать внимание на количество биноклей, которые офицеры ввозили в Россию как личное имущество: цейсовская оптика была нужна армии, а пошлина была слишком велика...

Порто-франко: хорошо, но мало

Наша далекая окраина столкнулась с суровыми таможенными законами намного позже. В Николаевске - с 1856 года, а во Владивостоке с 1862-го был установлен режим порто-франко - право беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

Из газеты "Санкт-Петербургские ведомости":

"Мы получили от нашего корреспондента из Николаевска на устье реки Амур от 9 июня любопытное письмо: "С открытием навигации к здешнему порту прибыло шесть американских судов из Бостона, два из Сан-Франциско и два из Гонконга. Вся николаевская пристань была завалена тюками, бочками и ящиками. Чего только не было среди этих грузов, пришедших по морю в этот небольшой и тесный порт из далеких стран: от китайской мебели из дорогого камфорного дерева до французской дамской конфекции. В портовых лавках подавали херес, портер, искрящееся катаубское, которое можно было закусить устрицами, персиками и ананасами. На выбор были и гаванские сигары, и все - высшего качества. Порто-франко царило тогда в Николаевске..."

Также благоденствовали и владивостокцы, но в 1900 году режим порто-франко был отменен. 23 мая 1901-го последовало Высочайшее утверждение об открытии во Владивостоке и Николаевске таможен 1-го класса 2-го разряда. Владивостокскую таможню возглавил потомственный таможенник надворный советник Волынцев-Сидорович. В помощь ему были откомандированы служащие таможен западных губерний. Постепенно налаживался таможенный контроль и на границах южного Приморья. Появились таможенные посты в Никольск-Уссурийском, Славянке, Заречье, Новокиевке, Камне-Рыболове, Шкотово и Владимиро-Александровском.

Отмена порто-франко увеличила поток отечественных грузов, ввозимых морем и через КВЖД. Как сообщал генеральный консул Японии в нашем городе в японский МИД, введенное таможенное обложение сделало невыгодным ввоз большинства товаров и побудило многих предпринимателей наладить их производство во Владивостоке и Приморской области.

Нет управы на таможенника... Владивостокские таможенники были сверхбдительными.

Из газеты "Владивосток":

"Нам передавали совершенно невероятный случай, в него с трудом верится, но тем не менее при наших таможенных порядках все возможно, и описываемое как шутка становится действительностью. В воскресенье довольно большая компания служащих фирмы "Кунст и Альберс" на своем пароходе собиралась устроить пикник в окрестностях города. Стали на причале упаковывать посуду и т.п. Увидев это, таможенный чиновник предупредил, что они напрасно берут так много посуды и что по возвращении пароход осмотрят и на нее будет наложена пошлина. Подумали собравшиеся, подумали и решили поездку отменить..."

Но умный человек мог и таможенные правила обойти. Купил житель Владивостока в приграничном китайском городке, куда он прибыл на своей лошадке, отменно изготовленную конскую упряжь. Пошлина на ввозимые кожаные изделия заоблачная. Но не прост и наш горожанин. Старую продал китайскому старьевщику, обрядил свою коняшку в новую и спокойно проехал мимо таможенного поста...

В приграничных селах, живших с местными таможенниками в дружбе, вовсе забросили малодоходное земледелие.

Из статистического отчета областного правления Приморской области: "Селение Гранатовка Покровской волости Никольск-Уссурийского уезда... Отхожие заработки. Больше всего занимаются извозом. Из китайского города Санчгоу возят в Никольск жмыхи, мануфактуру и галантерейные товары. Благодаря близости границы многие занимаются контрабандой спирта. Развито пьянство..."

А в газету продолжали поступать жалобы, и она с досадой сообщала горожанам: "Как это ни скучно, а опять приходится говорить о нашей таможне... Жалуются на таможню и грузоотправители, и грузополучатели, и выгрузочные конторы. И не без основания. Чины таможни к работам по выгрузке судна являются только к семи или восьми часам утра, тогда как артель рабочих в 200 человек с нарядчиками и конторщиками, а также вся администрация парохода ждут их с пяти часов утра. Разве это нормально? В полдень рабочим дается час на обед, этим часом пользуются и все служащие с той же целью. Кажется, в час дня можно бы снова возобновить работы? Не тут-то было! Таможенные чиновники употребляют на обед три часа и являются на работы к трем часам пополудни. Разве это нормально?"

На подобную критику таможенное начальство внимания не обращало. Его больше заботило, чтобы подчиненные не выходили за рамки допустимого. В таких случаях следовало традиционное предупреждение гоголевского городничего: "Смотри, не по чину берешь!"

Правда, однажды на выяснение причин конфликтов между таможней и портом приехал во Владивосток руководитель таможенного департамента Министерства финансов тайный советник Балюстин. Кого-то отстранили от должности, кого-то отдали под суд. Только улучшения наступили ненадолго...

Где ты, Верещагин?

Петербургские таможенники в свой профессиональный праздник всегда возлагают цветы к могиле актера Павла Луспекаева, сыгравшего таможенника Верещагина в фильме "Белое солнце пустыни". Еще бы вся российская таможня следовала знаменитым верещагинским принципам... Прошло сто лет, а газеты по-прежнему много пишут о таможенниках. Сложная организация - таможня. С одной стороны, именно ее сотрудники исправно пополняют государственную казну и чинят препятствия подлым контрабандистам. С другой - слишком часты сегодня стали криминальные репортажи о разоблачении мздоимцев на государственной таможенной службе. И как тут не вспомнить георгиевского кавалера Павла Верещагина и его классические слова: "Ты меня знаешь, Абдулла. Я мзды не беру. Мне за державу обидно"...

"Ежедневные НОВОСТИ" (г. Владивосток) 21.10.05