18.04.06

Количество судебных дел с участием таможенных органов с 1994 по 2004 год выросло в 50 раз

Оценка эффективности деятельности таможенных органов и их должностных лиц напрямую связана с правомерностью принимаемых ими решений и совершаемых действий при реализации возложенных на них функций. В связи с этим одним из главных индикаторов состояния работы таможенных органов по соблюдению законодательства Российской Федерации является судебная практика.

Количество судебных дел с участием таможенных органов с 1994 по 2004 год выросло в 50 раз. Если в 1994 году таких дел было 487, то в 2004 году таможенные органы проводили работу уже по 24 563 судебным делам. При такой интенсивной динамике количество судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов, с каждым годом увеличивалось. Большая часть дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов, инициировалась участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В 2004 году судебные органы, рассматривая иски (заявления), приняли решения не в пользу таможенных органов по 5 257 делам.

В целях повышения ответственности таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений, совершении действий ФТС России издан приказ от 28.12.2004 года 448 О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов . Этот документ определил порядок проведения начальниками региональных таможенных управлений (РТУ) и начальниками таможен ежемесячного анализа судебных актов, вынесенных не в пользу таможенных органов, с последующим принятием соответствующих мер реагирования.

Проводимая РТУ и таможнями работа по анализу негативной судебной практики на протяжении последних двух лет подтвердила наличие двух основных категорий судебных споров, по которым судебные дела рассматриваются не в пользу таможенных органов. Это оспаривание постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности и оспаривание решений (действий) таможенных органов и их должностных лиц при определении и контроле таможенной стоимости товаров.

При этом основными причинами, по которым суды принимают решения не в пользу таможенных органов, являются допущенные должностными лицами таможенных органов нарушения норм материального и процессуального законодательства Российской Федерации при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях. Для исправления ситуации был предложен ряд мер.

Избежать негативной судебной практики можно, если нарушения законодательства Российской Федерации не будут допускаться со стороны самих таможенных органов и их должностных лиц. При этом итоги каждого проигранного судебного процесса и судебные акты по нему должно анализировать руководство таможенного органа совместно с правовым подразделением и структурным подразделением, решения, действие (бездействие) которого явились причиной судебного спора. По результатам проведенного анализа необходимо принимать меры, направленные на устранение допущенных нарушений и их предупреждение в дальнейшем, а также привлекать к дисциплинарной и иной ответственности виновных должностных лиц. Причины возникновения судебных споров необходимо обобщать и доводить до соответствующего регионального таможенного управления и ФТС России с целью исключения подобных случаев в других таможенных органах.

Кроме того, негативной судебной практики можно избежать, если защита интересов таможенных органов и государства будет осуществляться на более высоком профессиональном уровне. Это предполагает постоянное повышение уровня правовой грамотности должностных лиц таможенных органов, совместное участие в судебных заседаниях должностных лиц правовых отделов и функциональных подразделений таможенных органов, в чьей компетенции непосредственно находится предмет судебного разбирательства. Также позитивной судебной практики можно добиться, если таможенные органы будут способствовать единообразному пониманию сути норм таможенного законодательства Российской Федерации как судами, органами прокуратуры, участниками ВЭД, физическими лицами, так и должностными лицами таможенных органов.

Несмотря на то, что количество судебных дел, находящихся в производстве таможенных органов, увеличилось до 24 745, результаты судебной работы таможенных органов в 2005 году позволяют констатировать, что реализация комплекса мер, направленных на укрепление законности в деятельности таможенных органов, позволила добиться положительной динамики при рассмотрении судебных дел, инициированных участниками ВЭД.

Так, в 2005 году судебные органы, рассматривая иски (заявления), приняли решения не в пользу таможенных органов по 4 888 делам, что на 8 процентов (369 дел) меньше, чем в 2004 году. Положительное влияние на состояние судебной практики таможенных органов оказала работа региональных таможенных управлений и таможен по двум ключевым направлениям.

Во-первых, приобретает системный характер деятельность таможенных органов по проведению анализа и установления причин и условий возникновения отрицательных результатов судебной практики, принятию мер реагирования к их предупреждению и пресечению.

Следует отметить позитивный опыт Дальневосточного таможенного управления и таможен, подчиненных Уральскому таможенному управлению, по проведению анализа исков (заявлений), поступающих в таможенные органы, который позволяет использовать возможность урегулировать споры во внесудебном порядке. Меры дисциплинарного и материального воздействия, применяемые к должностным лицам функциональных подразделений, допустившим нарушения, ставшие впоследствии причинами обращения лиц в судебные органы, меняют подход должностных лиц к исполнению своих обязанностей, заставляя обдуманно и более ответственно принимать решения.

Во-вторых, активизировалась работа по проведению совместных совещаний, рабочих встреч, семинаров, научно-практических конференций с представителями судебных органов, рассматривающих споры с участием таможенных органов.

Для сохранения в 2006 году положительной динамики в судебной работе таможенных органов и ее необратимости таможенным органам необходимо сконцентрировать особое внимание на эффективности мер реагирования, принимаемых по результатам анализа негативной судебной практики. Необходимо также интенсивнее участвовать в обмене правовой информацией с судебными органами, в том числе и для исключения ошибок в правоприменительной деятельности как таможенных, так и судебных органов.

Динамика увеличения количества судебных дел с участием таможенных органов в 1994-1997, 2000-2005 годах.

1994 г. 487
1995 г. 1688
1996 г. 4100
1997 г. 5610
2000 г. 10396
2001 г. 14608
2002 г. 19757
2003 г. 23466
2004 г. 24563
2005 г. 24745

Динамика количества дел, рассмотренных судами не в пользу таможенных органов по искам к таможенным органам

2004 г. - 5257

2005г. - 4888

Сергей ГИРКО, заместитель начальника отдела анализа судебной практики таможенных органов Правового управления ФТС РФ.

Журнал "Таможня"