15.07.05

Л. Лозбенко: Основная цель - определить наиболее эффективные средства и методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами

Недавнее обращение Презиґдента России к Федеральному Собранию РФ стало для всех нас одним из основных докуґментов года. Особого внимаґния заслуживает его часть, касаґющаяся налогов и таможни.

Последние годы мы неґоднократно в жарких дискуссиях обсуждаґли, какими должны быть осґновные функции таможенной адґминистрации - спорили в рамках Всемирной таможенной организации, в правительстве, администрации президента, в особенности насчет фиска.

Любая таможенная организаґция выполняет естественную для нее фискальную функцию, но эту функцию нельзя абсолютиґзировать. Конечно, в зависиґмости от уровня социально-экоґномического развития страны каждая таможенная служба вноґсит определенный вклад в бюдґжет своего государства. Но, если в Америке это меньше 1 процента, в других развитых государствах не превышает 2-4, то в России вклад таможґни в доходную часть бюджета составляет 42 процента.

На мой взгляд, таможня должна выполнять в первую очередь регулирующую, а уже потом фискальную функцию, причем ни в коем случае не исполнять последнюю как план. Отрадно, что в своем Послаґнии нашу главную задачу президент обозначил как обеспечение единообразного примеґнения таможенного законодаґтельства на всей таможенной территории.

Второе, на чем следовало бы подробнее остановиться, - это заседание группы высокого уровня по стандартам безоґпасности и содействию торговґле, состоявшееся в Брюсселе. В случае претворения в жизнь планов данной группы, измеґнится философия работы мировой таможни, в том числе и российской. В течение десятиґлетий, если не столетий, таґможенная служба работала в менталитете импорта, сейчас же мы переходим на менталиґтет экспорта. И к этому надо быть готовым. Информация страны экспорта станет осноґвополагающей по безопасносґти цепи поставки и послужит основой для работы таможни страны импорта.

Предстоит еще обсудить воґпросы, связанные с применеґнием терминов: офферайз трейдер - авторизованный участник внешнеэкономичесґких отношений - или секьюра трейдер - тот, кто сам по себе является уже безопасґным трейдером и к которому можно относиться одинаково на территории и Германии, и РФ. Кто их будет сертифициґровать, какие компании, по каким стандартам?

Сегодня подготовлены три документа, которые будут представлены на сессию совеґта в конце июня и которые, скорее всего, сессия примет. Первый - резолюция по приґменению стандартов безопасґности и содействию торговле, два других - приложения к ней. Одно приложение - работа в направлении таможня-таможґня , второе - таможня-бизґнес . К приложениям до конца месяца будут разработаны техґнические пояснения.

Россия вписывается в подґготовку всего этого процесса.

В числе участвовавших в обґсуждении были четыре главґные стороны - США, Япония, ЕС и РФ. Сначала мнения по многим вопросам расходились, потом точки соприкосновения были найдены. Руководитель таможенной службы США, с большим стажем работы в обґласти безопасности контейнерґных перевозок, привел такой пример. Американцы за прошедший год сократили время таможенного вмешательства в 6 раз. Представьте себе с точґки зрения логистики и предпринимательства, какое огромґное преимущество получил бизґнес, работающий на транзитґных и иных контейнерных перевозках. Такие изменения были встречены с одобрением только теми, кто готов в нужґное время, в нужном объеме давать таможне страны эксґпорта информацию обо всем, что перевозит.

Каким образом будет оргаґнизована такая работа в РФ? По поручению нашего министра мы подготовили концепцию разґвития таможенной службы РФ до 2010 года и далее. Ее цель - донести до бизнеса опыт, наґработанный в мировой практике за последние годы, и объяснить ему, куда, собственґно, движется российская таґможенная служба, из чего она будет исходить в своих приґоритетах, например, к 2010, 2015 годам..?

Данная концепция была подґготовлена с участием ученых, представителей различных деґловых кругов и сейчас находитґся на согласовании в 19 министерствах и ведомствах. На сегодня мы получили уже 14 отґветов, все позитивные, есть много предложений, и я увеґрен, что к концу мая мы смоґжем выйти на заседание праґвительства, где открыто обсудим данный документ. Если в мае будет принята концепция, то в конце июня - и стандарґты безопасности. И тогда к декабрю у нас появится возґможность, с учетом реализаґции в РФ проектов, полносґтью включиться в обновленґный международный таможенґный процесс. Принципиально важным для России является то, что вышеназванные осноґвания - инструмент Всемирґной таможенной организации, которым руководствуются все таможенные администрации мира, а для нас - ориентир на максимально тесное сотрудничество и применение практики Евроґпейского Сообщества. Как это будет осуществляться?

Совсем недавно успешно проґшло заседание подкомитета России и ЕС по таможенным и трансграничным вопросам. Обґмен мнениями по всему спекґтру проблем определил, что расхождений во взглядах с Евґропой у нас нет. А поскольку 50 процентов российского товарооборота - это ЕС, то, хотим этого или нет, мы вынужґдены концентрироваться в данном направлении. Это станет нашей генеральной задачей.

Итак, основная цель, котоґрую мы хотим достичь, - опґределить наиболее эффективные средства и методы реалиґзации задач в области тамоґженного дела в соответствии с международными стандартаґми и при безусловном соблюґдении законодательства РФ. Она разбивается на три подґцели - повышение качества и результативности государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельґности, совершенствование таґможенного администрирования и укрепление международного взаимодействия.

Что мы должны получить в итоге нашей работы? Прежде всего - таможенное администрирование, предполагающее выґсокую эффективность при внешґней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаґров и транспортных средств, то есть контроль, который буґдет осуществляться в виде сервиса при максимальном соґдействии торговле.

Проблем, с которыми сталґкивается таможенная служба РФ сегодня, мы не скрываем. Во-первых, это отсутствие пока у нас такого важнейшего поґказателя, как единые таможенные стандарты, содействуґющие реализации торгово-логистических цепей. Во-вторых, недостаточность развитости системы информирования о цеґнообразовании, торгово-проґмышленной специализации стран, мировых тенденциях разделения труда. В-третьих, слабая информационно-аналиґтическая база обеспечения праґвоохранительной деятельности. И, наконец, низкий уровень социальной защищенности должностных лиц в таможенґных органах, который мы такґже относим к числу больших приоритетов.

Над решением всех этих проґблем мы работаем постоянно, и устранить их и призвана реализация нашей концепции. Она предполагает обеспечение стабильного правового режиґма внешней торговли, осноґванного на универсальных принципах на всей территоґрии РФ. Стандартизация, проґзрачность и предсказуемость, минимальное вмешательство, ориентир на потребителей, сотрудничество и партнерство - вот основные принципы, на коґторых будет базироваться раґбота таможенной службы в ближайшие 10 лет и которые абсолютно понятны и абсолютґно приемлемы для бизнеса. Наша задача - сделать их основой работы ФТС в ближайґшее время.

Существуют четыре базовых направления, согласно которым развивается таможня и в соґответствии с которыми можно оценить ее работу: таможенґная инфраструктура, информаґционные технологии, правовая база и кадры. Остановимся кратко на каждом из них.

Таможенная инфраструктуґра. Россия располагает самыґми протяженными границами среди всех государств. Наши границы не обустроены в том виде, в котором они должны быть обустроены, с учетом развала СССР мы получили адґминистративные границы в каґчестве Государственной. В реґзультате таможенная служба сталкивается с такими вызоґвами, с которыми не сталкиґвается ни одна другая страна мира. И все эти вызовы имеґют прямое отношение к тамоґженной инфраструктуре, к обуґстройству границ.

К примеру, Дальний Восток: здесь и контрабанда морепроґдуктов, и уголь, и лес - все то, что вывозится из региона через необустроенные пункты пропуска.

Другой пример - так назыґваемый афганский транзит в южной части России: ввоз наркотиков из Афганистана через открытую границу с Каґзахстаном.

Говоря о восточных граниґцах, следует упомянуть и о том, что ЕС крайне озабочено импортом продукции легкой промышленности из Китая. Это грозит Европе потерей 1 миллиона рабочих мест - и об этом мы предупреждали наших коллег.

Северо-запад - единственґное направление, которое можґно назвать более или менее прикрытым, особенно со стоґроны Скандинавии и Балтии. Хотя и там достаточно проґблем.

Поэтому мы и призываем наґших коллег из ЕС продумыґвать совместные пути дальнейшего сотрудничества, и эти призывы находят поддержку и понимание.

В рамках таможенной инфґраструктуры мы предлагаем изґменить подходы к строительству пунктов пропуска. Влоґженные в них десятки миллиґонов долларов превратят их в современные, хорошо продуманґные пункты пропуска, где макґсимальное внимание будет удеґляться не чисто администраґтивным вопросам, а непосредґственно тем, кто пересекает границу.

Информационные технолоґгии - второе направление. Здесь главная задача - это реализация 140 миллионов усґловных единиц кредита, выґданного нам Всемирным банком. Задача чрезвычайно сложная: мы делаем то, чего не делает ни одна другая страна. У нас нет возможноґсти взять американский или европейский опыт и применить его на территории РФ, сухоґпутные границы которой, как уже было отмечено, самые протяженные. В этом отношеґнии нам более всех близка в плане философии концепция ЕС, с которым у нас все больґше точек соприкосновения. В области информационных технологий мы выстраиваем сисґтему, полностью основанную на разработках российских компаний (исходя из сообраґжений безопасности), но стыґкуемых с мировыми информационными системами. Такая задача была поставлена изґначально, и она жестко реаґлизуется.

Правовая база. Кодекс раґботает год, и уже определиґлись моменты, требующие его доработки. Совместно с бизґнесом мы выделили те, котоґрые необходимо рассматривать в первую очередь. Если у бизґнеса есть вопросы и предлоґжения, милости просим на наши ежемесячные открытые конґсультации.

Что нас волнует? Самое слаґбое звено - кадры. У нас раґботают 68 000 высококлассных специалистов, по количеству сотрудников мы - вторые в мире, но для российских граґниц этого мало. Определенґные реорганизация, подготовґка, обучение сотрудников, коґторые мы проводим, нацелены на решение кадрового вопроґса. Другая проблема - новый кодекс. Когда дело дошло до его правоприменения, выясниґлось, что рядовой таможенґник к этому просто не готов, его никто тому не учил. По этому направлению мы также будем работать.

Ожидаемые от реализации концепции результаты можно объединить по нескольким направлениям.

Для физических лиц - это будет уменьшение времени таґможенного оформления, снижеґние накладных расходов при прохождении погранично-тамоґженных формальностей.

Для бизнес-сообщества - уменьшение административных расходов и расходов на тамоґженное оформление для добґросовестных участников ВЭД, сокращение времени таможенґного оформления, транзакционных издержек, возможность участвовать в формировании таґможенных правил и применять унифицированные таможенные документы, снижение стоимоґсти торговой операции, повыґшение производительности и выход на электронную торговґлю. Наша задача - создать к завершению второго этапа и-кастомс, то есть электронную торговлю. Звучит амбициґозно, но вполне достижимо.

Для государственных оргаґнов и учреждений результаґтом концепции станут соблюдение законодательства, повыґшение сбора платежей, оптиґмизация администрирования, защита отечественного произґводителя, применение правоохранительных принципов и, самое главное, создание единоґго межведомственного инфорґмационного ресурса. Это очень важно, потому что сейчас по части информационных техноґлогий мы обогнали, без преґувеличения, практически всех. Данный фактор, конечно, и обґлегчает в значительной степеґни работу, но и одновременно создает сложности, так как мы не можем действовать далее без необходимой для контроля информации, которую должны предоставлять другие правоохґранительные и контролирующие органы и структуры.

Правительство получит поґвышение качества предоставґляемых государственных услуг, реализацию торговой политиґки, решение социально-эконоґмических и инвестиционных задач, а также вопросов обесґпечения национальной безопасґности.

Таможенные органы других стран - внедрение единых станґдартов и правил таможенного контроля, информационный обґмен, обеспечение безопасносґти всей цепи поставок, содейґствие торговле.

Средства, с помощью котоґрых будет реализована концепґция, могут быть выделены только из федерального бюдґжета - других денег у нас нет. Сколько будет выделено - столько в это дело и вложим. Но необходимо учитывать то, что открывается безграничное поле для коммерческой деяґтельности и бизнеса. Когда работа над концепцией будет завершена, мы уверены - праґвительство ее одобрит, и тогґда совместными усилиями будем вырабатывать план ее реализации.

Финансы, экономика, безопасность 5-6, 2005 г.