10.03.05

Минэкономразвития представляет сегодня на заседании правительства РФ законопроект "Об особых экономических зонах"

Минэкономразвития РФ представляет на сегодняшнем заседании правительства РФ проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Как сообщает пресс-служба правительства РФ, основная идея законопроекта заключается в создании благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон.

Под особой экономической зоной /ОЭЗ/ предлагается понимать определяемую постановлением правительства РФ часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности.

Согласно документу, на территории России планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих. При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий. Во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.

По указанным причинам законопроектом предусматривается создание промышленно-производственных зон на территории с площадью не более 10 кв км, технико-внедренческих - на территории с площадью не более 2 кв км.

ОЭЗ планируется создавать на 20 лет, причем срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии /за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники/, производство и переработка подакцизных товаров /за исключением легковых автомобилей и мотоциклов/. При создании ОЭЗ правительство РФ может определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ.

Одним из условий эффективного функционирования ОЭЗ является единство государственной политики в сфере развития ОЭЗ. Создание и развитие ОЭЗ является задачей федерального значения, поэтому органом, уполномоченным принимать решения о создании ОЭЗ, станет правительство РФ.

Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории России законопроект предусматривает следующую конструкцию управления ОЭЗ. Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Полномочия по управлению конкретными ОЭЗ реализуются территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению ОЭЗ.

Проектом федерального закона вводится новая категория налогоплательщиков - резиденты ОЭЗ. Это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных проектом федерального закона.

Индивидуальный предприниматель и коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ является обязанность лица осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не 10 млн евро, не включая нематериальные активы, по курсу Центрального банка РФ на день представления в территориальный орган заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

При этом резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 1 млн евро, не включая нематериальные активы, по курсу ЦБ РФ на день представления данной заявки в территориальный орган, в течение года с момента заключения соглашения.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в предусмотренных законопроектом случаях и влечет прекращение соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и обособленные подразделения вне территории ОЭЗ.

На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как резиденты ОЭЗ, так и лица, не являющиеся таковыми. При этом резиденты ОЭЗ вправе осуществлять на территории ОЭЗ только промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность. Лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять на территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов ОЭЗ проект федерального закона предусматривает нормы, устанавливающие порядок предоставления таможенных преференций, особенности административного режима, режима землепользования.

Специальный административный режим в отношении резидентов ОЭЗ, устанавливаемый законопроектом, предусматривает осуществление контрольных мероприятий органами госконтроля в отношении резидентов ОЭЗ, за исключением таможенного и налогового контроля, исключительно в виде плановых комплексных проверок, при проведении их не чаще одного раза в 3 года в течение срока, не превышающего 2-х недель.

Нормы законопроекта, касающиеся налогообложения резидентов ОЭЗ, носят отсылочный характер. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ будут закреплены непосредственно в Налоговом кодексе РФ.

В законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары в этом режиме размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары помещаются резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. При вывозе иностранных и российских товаров и продуктов их переработки, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ таможенные органы взимают подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством РФ. При вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В соответствии с проектом федерального закона земельные участки, расположенные в границах ОЭЗ, предоставляются во владение и пользование только на основании договора аренды. Резиденты ОЭЗ - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под объектами земельных участков в пределах территории ОЭЗ в соответствии с законодательством РФ.

Ожидается, что последовательное осуществление единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России.

Прайм-ТАСС 10.03.05