05.09.17

Минфин хочет распространить обязанность репатриации выручки на контракты, когда товары не пересекают границы РФ

FINMARKET.RU- Минфин намерен распространить обязанность по репатриации резидентами валютной выручки на внешнеторговые контракты, по условиям которых товары передаются нерезидентам без пересечения границы РФ.

Это предусматриваю поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", опубликованными на официальном портале раскрытия готовящихся нормативно-правовых актов.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, действующая редакция закона не охватывает весь спектр торговых отношений между резидентами и нерезидентами, поскольку предусматривает перемещение товара исключительно через границу РФ.

Поэтому отсутствует возможность контроля со стороны органов и агентов валютного контроля за валютными операциями резидентов по заключенным с нерезидентами договорам, в соответствии с которыми перемещение товаров через границу РФ не предусмотрено, что исключает применение в соответствующих случаях мер административной ответственности за невозврат денежных средств, причитающихся резидентам от нерезидентов за такие товары.

Авторы законопроект ссылаются на статистику Банка России, согласно которой объемы проводимых резидентами операций по контрактам, в соответствии с условиями которых товары передаются без их ввоза на территорию РФ, в 2015 году составили около $7 млрд, за январь-ноябрь 2016 года - около $4 млрд, а объемы расчетов резидентов в пользу нерезидентов за товары, продаваемые на территории РФ, в 2015 году - около $3 млрд и столько же за 11 месяцев 2016 года.

Законопроектом предусматривается новая редакция положения закона о валютном контроле, предусматривающая распространение требования о репатриации денежных средств на контракты, по условиям которых товары передаются на территории РФ либо за пределами РФ без их ввоза на территорию Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций, связанных с передачей указанных товаров, будет проводиться налоговыми органами с учетом их компетенции и полномочий, в том числе осуществляемых в рамках налогового и валютного контроля, а также международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств.

В записке поясняется, что так как налоговые органы не располагают информацией о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операциях, связанных с передачей товаров без пересечения границы РФ, потому что на такие договора не распространяется требование об оформлении паспортов сделок, выполнение ФНС России контрольных функций может быть реализовано путем передачи уполномоченными банками на периодической основе в электронном виде через Банк России в ФНС России информации о проводимых резидентами в этих случаях валютных операциях в объеме и порядке, установленными Банком России.

В случае, если товар, переданный резиденту за пределами территории РФ, в последующем предполагается к ввозу в РФ с заключением договоров транспортной перевозки российскими покупателями, контроль за такими сделками будет осуществляться на основании деклараций на товары с участием таможенных органов.

При установлении требований валютного законодательства РФ в отношении сделок, не предусматривающих ввоз товаров на территорию РФ, контроль за такими сделками может также осуществляться на основании документов, подтверждающих факты их передачи контрагенту, а также целевое назначение товара (для собственных нужд, для исполнения иных договорных обязательств за рубежом, для последующей перепродажи и т.п).

В качестве подтверждающих документов по таким сделкам будут выступать, в частности, товаросопроводительные документы, документы, подтверждающие регистрацию филиала или представительства на территории иностранного государства, акты, подтверждающие оприходование на балансе филиалов или представительств, для нужд которых приобретаются товары, документы финансово-хозяйственной деятельности, а также документы, подтверждающие регистрацию и постановку на балансовый учет транспортного средства, если оно предполагается к использованию в международных перевозках за пределами территории РФ.

В связи с этим законопроектом предусматривается дополнить перечень документов или копий документов, которые органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов.

При этом проверка подлинности документов, представляемых в подтверждение совершения сделок за рубежом, будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области валютного контроля, с использованием системы управления рисками при организации работы по противодействию мнимым (притворным) сделкам, в том числе в рамках международного информационного взаимодействия.

Как отмечается в записке, положительные результаты такого взаимодействия подтверждаются опытом ФТС России, в частности, в рамках противодействия выводу капитала за рубеж, осуществляемому путем завышения стоимости ввозимого товара (например, подтверждение в адрес ФТС России официальными органами иностранных государств отсутствия факта регистрации контрагентов российских лиц на территории иностранных государств и т.п.).

Законопроектом также предусматривается установление обязанности резидентов обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках причитающейся в соответствии с условиями контрактов иностранной валюты или валюты РФ в сроки, предусмотренные контрактами.

Законопроектом предусматривается отложенный срок вступления закона в силу на 180 дней со дня его официального опубликования в связи с тем, что законопроектом устанавливается административная ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее применение не было предусмотрено, для ознакомления с ним участников внешнеэкономической деятельности. При этом законопроектом предусматривается, что действие федерального закона будет распространяться на правоотношения, возникающие после вступления его в силу.

В пакете с проектом поправок в закон "О валютном регулировании и валютном контроле" подготовлен проект "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)".

Он предусматривается внесение соответствующих изменений в КоАП с учетом проектируемой обязанности резидента в сроки, предусмотренные заключенными между резидентами и нерезидентами контрактами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями контрактов, в соответствии с которыми не предусмотрено перемещение товаров через границу РФ.