09.09.21

Минск надеется на рост грузоперевозок с Россией по ж/д с учетом переориентации на ее порты

Беларусь ожидает рост перевозок грузов с Россией по железной дороге с учетом переориентации товарных потоков на российские порты, заявил премьер-министр республики Роман Головченко.

"Ожидаем дальнейший рост грузоперевозок между Беларусью и Россией с учетом того, что в силу известных обстоятельств мы переориентируем свои товарные потоки по российским логистическим коридорам. В связи с этим весьма значительна роль железнодорожного транспорта", - сказал Головченко на встрече с генеральным директором - председателем правления ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым в среду в Минске. Премьера цитирует госагентство БелТА.

"Реализация проекта по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ - хороший пример того, как в сжатые сроки удалось при политической поддержке подготовить логистическую схему и сохранить экономическую целесообразность для обеих сторон", - отметил премьер-министр.

При этом Головченко поблагодарил российскую сторону за оперативной решение вопроса транзитной перевозки белорусских экспортных нефтепродуктов.

"Задачу по переориентации таких объемов грузопотоков удалось решить быстро благодаря должной мотивации и заинтересованности. Хочу выразить благодарность за конструктивное сотрудничество. Уверен, что этот опыт поможет нам в масштабировании проектов подобного рода. Мы заинтересованы задействовать всю транспортно-логистическую инфраструктуру России, особенно с учетом того, что мы очень близко подошли к очередному этапу нашей экономической интеграции в рамках Союзного государства", - подчеркнул премьер-министр.

Также Головченко высказался за скорейшее восстановление "доковидного" уровня пассажирских перевозок между Беларусью и Россией. "Надеюсь, достаточно скоро будут окончательно сняты ограничения на транспортное сообщение, и мы сможем выйти на восстановление полноценного курсирования всех пассажирских поездов на доковидном уровне. Напомню, что их было 28. Из них 17 - формирования Белорусской железной дороги, остальные российские", - сказал Головченко.

Как сообщалось, на фоне западных санкций белорусская сторона частично переориентировала экспорт нефтепродуктов на порты РФ взамен литовских и латвийских портов. Сейчас стороны обсуждают условия перевалки через российские порты на Балтике белорусских калийных удобрений.

По данным Минтранса Беларуси, Минск готов перенаправить на порты Ленинградской области и Мурманска экспорт калийных удобрений в случае отказа Литвы продолжать перевалку белорусского хлоркалия. Экспорт может быть перенаправлен оперативно, поскольку Минск и Москва уже отработали схему переориентации белорусского экспорта на российские порты на примере нефтепродуктов.

"В принципе, проблем не возникнет, мы уже достаточно давно этой темой занимаемся, есть поддержка и правительства России в этом вопросе. Уверен, что выйдем на специальные тарифы по железнодорожным перевозкам, которые будут компенсировать увеличение дальности перевозки удобрений. Сейчас очень интенсивно эти вопросы отрабатываем. И если к декабрю, как это было заявлено (Литвой - ИФ), что прекратят транспортировку, к этому времени мы будем полностью готовы к перевалке калийных удобрений через альтернативные точки", - отмечал Головченко.

Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис 12 августа заявил, что продукция "Беларуськалия" не будет перевозиться через Литву с декабря в связи с вступлением в силу санкции США в отношении этого предприятия.

США 9 августа объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия", ряда белорусских бизнесменов, 15 связанных с ними компаний и белорусского Абсолютбанка в связи с политической ситуацией в стране.

В начале этого года белорусский президент Александр Лукашенко поручил переориентировать транзит экспортных нефтепродуктов с литовских портов на порты РФ. В феврале Россия и Беларусь подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Беларуси более 9,8 миллиона тонн нефтепродуктов (мазут, бензин, моторное масло) в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах. С начала действия соглашение через порты РФ перевалено более 1 млн тонн белорусских нефтепродуктов.

Интерфакс-Запад