25.10.07

Начальник Дагестанской таможни Руслан Яхъяев «В нынешних условиях повышаются роль и значение правоохранительной составляющей в работе таможенных органов»

Как известно, сегодня курс государственной политики Российской Федерации направлен на снижение количества административных барьеров и давления на бизнес, что сопряжено с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединению к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в 1999 г. в Киото.

Вместе с тем сфера внешнеэкономических связей является в настоящее время одной из наиболее криминогенных в экономике. Этому способствовал целый комплекс факторов и условий социально-экономического, политического и правового характера.

И особенностью криминализации в области внешнеэкономической деятельности является активная роль организованных преступных групп, считает начальник Дагестанской таможни Руслан Яхъяев, который в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал о той работе, проводимой таможней по противодействию этим негативным тенденциям

– Руслан Крымсултанович, расскажите, какие нарушения законодательства должностными лицами таможни приходится пресекать в ходе работы?

Ни для кого не секрет, что действия криминальных группировок направлены в основном на извлечение неконтролируемой государством прибыли, укрытие доходов от налогообложения, размещение валютной выручки в иностранных банках и расходование ее как для собственных целей, так и для финансирования экстремистских и террористических формирований, имеющих, в том числе, религиозно-политическую окраску. В арсенале преступных группировок используются различные методы, начиная от прямой контрабанды товаров и транспортных средств, документального подлога, регистрации фирм-однодневок и заканчивая силовым давлением и подкупом сотрудников государственных контрольных органов. Это наносит урон национальным интересам России и представляет угрозу ее национальной безопасности, обозначенной в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

– Расскажите подробнее о мерах противодействия, которые предпринимает дагестанская таможня

Дагестанская таможня в пределах своей компетенции совместно с МВД, УФСБ РФ по РД, КПУ ФСБ РФ проводит мероприятия, направленные на выполнение требований Закона «О противодействии экстремистской деятельности (№114 ФЗ от 25.07.2002) по недопущению ввоза на территорию РФ оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, наркотических средств, экстремистских материалов, выявлению участников внешнеэкономической деятельности, оказывающих финансовую помощь экстремистским организациям. Приказом таможни в апреле 2007 г. обновлен временный штаб для координации этой работы, разработан и осуществляется комплекс мероприятий. Для нашего региона, получившего недобрую славу нестабильного, конфликтного, с масштабным «неформальным сектором экономики», высоким уровнем экономических и налоговых преступлений, особую актуальность приобретает развитие внешней торговли как одного из стабилизирующих факторов экономической безопасности и ключа к социально-экономическому росту.

В свете происходящих процессов есть стремление принципиально оценивать работу таможни по противодействию криминализации в сфере внешнеэкономической деятельности и обеспечению безопасности государства во всем разнообразии ее аспектов и в пределах своей компетенции.

– Скажите, по-прежнему наиболее важной остается реализация финансово-экономической составляющей национальных интересов?

Да, конечно. Объем взысканных в 2006 году таможенных платежей по сравнению с 2005 годом возрос на 10,5%, и составил 1214,9 млн. руб.

Объем внешнеторгового товарооборота в регионе вырос по сравнению с 2006 годом на 3%.

За 9 месяцев 2007 года в бюджет уже перечислено более 1 млрд. 12 млн. руб., что на 34,1% превышает показатель 2006 г.

А в деле обеспечения безопасности государства и общества важное значение придается кардинальному улучшению таможенного контроля на границе, укреплению и развитию на ней современной таможенной инфраструктуры с высокой технической оснащенностью.

– И что сделано в этом направлении?

В последние годы на российско-азербайджанской границе построены автомобильные пункты пропуска Яраг-Казмаляр, Ново-Фили. До 2008 года планируется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию по постоянной схеме еще одного автомобильного пункта пропуска. Инфраструктура и техническая оснащенность упомянутых пунктов пропуска отвечает всем необходимым требованиям для полноценного и качественного проведения всех видов государственного контроля. Достичь прорыва в качестве и скорости таможенного контроля позволит их оснащение мобильными инспекционно–досмотровыми комплексами, которое предполагается осуществить в конце текущего года – начале 2008 годов.

Осуществлять эффективный таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу, таможенные органы должны в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства РФ, минимизации рисков в целях общей безопасности, здоровья граждан, интеллектуальной собственности и т.д. Вместе с тем в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности применением одних лишь мер таможенного контроля противостоять криминальным проявлениям не удается.

Поэтому в нынешних условиях повышаются роль и значение правоохранительной составляющей в работе таможенных органов как важнейшего сдерживающего фактора в деятельности преступных сообществ и действенного инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере внешней торговли.

– На сегодняшний день что дагестанская таможня предпринимает для усовершенствования системы противодействия угрозам безопасности государства»

Угрозу безопасности для государства представляют контрабанда, наркобизнес, терроризм и др. Здесь мы на передний план выдвигаем решение задач, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, использованием их для финансирования экстремистских организаций.

Для подготовки и осуществления данных преступлений широко применяются такие схемы, как открытие так называемых фирм-однодневок; регистрация таких фирм от имени физических лиц (по похищенным либо утраченным документам) и т.д.

Для противодействия получению и использованию доходов от внешнеэкономической деятельности и легализованных доходов, полученных преступным путем, и использования их в экстремистской деятельности, недопущения ввоза на территорию России оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, незаконного ввоза валюты, литературы экстремистского толка приняты меры к усилению таможенного контроля на всех пунктах пропуска. В результате, в 2006 году в ходе осуществления таможенного контроля у лиц, пересекавших таможенную границу, изъяты ружье и две гранаты Ф-1.

– Есть категории людей, к которым вы присматриваетесь внимательнее остальных?

Особое внимание при перемещении через государственную границу уделяется лицам, выезжающим в Турцию, Азербайджан для занятия челночным бизнесом, на предмет изучения возможности осуществления ими коммерческой деятельности в интересах НВФ и с целью их финансовой подпитки. При наличии достаточных оснований проводится личный досмотр.

– А в вашей практике были случаи выявления фактов злоупотребления служебным положением и причастности к контрабанде?

Таможней совместно с сотрудниками УФСБ РФ по РД проведен ряд оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение противоправной деятельности фирм, возможно причастных к финансированию НВФ. В ходе проведенной работы удалось пресечь несколько каналов контрабанды поставок в РФ товаров на сумму свыше 26,6 млн. рублей. По ряду выявленных преступлений действительно были возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц постов по фактам злоупотребления служебным положением и причастности к контрабанде.

Так, в январе 2006 г. ОСБ, ОРО, ОПСУР таможни с участием СОБР пресечен факт контрабанды товаров через Яраг-Казмалярский таможенный пост на 3-х большегрузных автомобилях с прицепами на общую сумму свыше 16 млн. руб. По факту возбуждено 3 уголовных дела по ч.1 ст. 188 УК РФ. Материалы находятся в суде второй инстанции.

В том же месяце в результате совместных с УФСБ РФ по РД мероприятий по отработке оперативной информации в Махачкале задержано 5 контейнеров с контрабандным грузом товаров китайского производства, ввезенных в РФ из Ирана теплоходом «Торик» через ММТП, по факту 06.02.2006 СО УФСБ по РД возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 188 УК РФ. Решением суда три должностных лица осуждены.

07.12.2006 г. совместно с УФСБ по РД выявлен факт контрабандного перемещения товаров через т/п Аэропорт - Махачкала общей стоимостью 18,3 млн. руб. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 188 УК РФ. Постановлением суда уголовное дело прекращено в связи с деятельным раскаянием должностного лица.

23.05.2007 г. должностным лицом т/п Морской порт Махачкала выявлен факт контрабандного перемещения через таможенную границу нефтепродуктов общим весом около 5 тыс. тонн, стоимостью 29,9 млн. руб. По данному факту возбуждены уголовные дела по ч.4 ст. 188 п. «г», ч.2 ст. 194.

Еще за 2006 год и истекший период 2007 года ОБКН таможни выявлено 6 фактов контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ, а также один факт контрабанды лекарственных средств. Из незаконного оборота изъято: 6 кг опия, 2119 г гашиша, 170,7 г марихуаны, 200 г эфедрина, 500 кг лекарственных средств. А также совместно с УФСКН РФ по РД, ОБНОН УБОП МВД РД выявлено 8 преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, в ходе которых из незаконного оборота изъято: опия - 183,5 г, марихуаны -1379,67 г, по фактам возбуждено 10 уголовных дел.

Существенно увеличен объем взысканных платежей, количество оформленных грузовых таможенных деклараций и таможенных приходных ордеров. Платежей взыскали в 1,5 раза больше, ГТД и ТПО оформили в 4 и 32 раза больше соответственно.

– Литературу ваххабитского толка часто случается задерживать?

Знаете, были несколько случаев задержания религиозной печатной продукции на наш взгляд ваххабистского толка. Однако здесь возникают правовые проблемы, касающиеся определения содержания литературы и однозначного ее отнесения к ваххабитской. В целом же, вопросы, связанные с запретом ввоза литературы экстремистской направленности, в том числе ваххабитской, урегулированы законодательством (за распространение экстремистских материалов ответственность установлена ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности»).

В случае отсутствия признаков экстремистской направленности, предусмотренных ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но наличия данных о ваххабитском содержании печатной продукции, у нас все равно возникают проблемы. Это отсутствие установленного законом порядка и специализированного учреждения, правомочного дать оценку относимости печатной продукции к литературе ваххабитского толка, отсутствие нормативной базы, запрещающей ввоз на таможенную территорию РФ ваххабитской литературы, отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих ответственность (административную или уголовную) за ввоз на территорию РФ литературы ваххабитского толка при отсутствии в содержании призывов к свержению конституционного строя, подрыву безопасности страны, разжиганию национальной и религиозной розни, пропаганды войны и т.д.

– И, напоследок, как вы полагаете, какие меры способны дать эффект в противодействии распространению религиозно-политического экстремизма?

Я полагаю, что проблему эффективного противодействия религиозно-политическому экстремизму может быть решена только путем объединения усилий органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, общественных организаций, политических партий и религиозных объединений, всех институтов гражданского общества при обеспечении выполнения в полной мере каждым органом возложенных на него законом задач.

Дагестан; 24.10.07