06.06.06

"Направление Китай - Казахстан - Урал находится под пристальным вниманием таможенников"

В прошлом году доходная часть федерального бюджета более чем на 40% была сформирована за счет таможенных платежей. Это, видимо, и стало причиной того пристального внимания, которое в последнее время уделяется деятельности одного из институтов исполнительной государственной власти - таможне. О работе таможенных органов в Уральском регионе в интервью информационному агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель начальника Уральского таможенного управления (УТУ) Вадим Мясников. Вадим Александрович, что можно сказать о работе УТУ в текущем году?

В первом квартале 2006 года наше управление перечислило в федеральный бюджет 27 млрд. рублей. Для сравнения, в первом квартале прошлого года - 17 млрд. рублей. За первые три месяца нынешнего года товарооборот в зоне деятельности УТУ увеличился на 18% и составил 162,3 млрд. рублей, грузооборот вырос на 6% до 18,6 млн. тонн. При этом 77% от общего объема внешнеторгового оборота приходится на страны дальнего зарубежья. На сегодняшний день основной рост таможенных сборов происходит за счет экспорта российских товаров на мировой рынок. В странах, которые принято называть развитыми, несколько иная структура экспорта - в ней преобладают высокотехнологичные товары.

В таком случае, охарактеризуйте, пожалуйста, структуру экспорта и импорта в Уральском регионе.

Сейчас на внешнем рынке сложилась благоприятная мировая конъюнктура, соответственно, в связи с этим увеличиваются объемы собираемых от экспорта таможенных платежей. Уральский федеральный округ (УрФО) традиционно является экспортно-ориентированным регионом. До 90% экспорта составляют товары промышленного назначения. В основном вывозится продукция черной и цветной металлургии, машиностроения, нефть. Северные районы УрФО - главные поставщики нефти на экспорт, южные районы - области с развитой металлургической, химической, машиностроительной промышленностью.

Для обеспечения работы промышленных предприятий на территорию округа ввозится в основном производственное сырье и технологическое оборудование, вывозится продукция, производимая этими предприятиями. Доля товаров народного потребления и продуктов питания, вопреки устоявшемуся мнению об их большом потоке, в импорте Уральского региона незначительна и составляет около 6% всего стоимостного объема импорта.

Где сложилась наиболее напряженная ситуация с ввозом контрафактной продукции, контрабандой товаров?

Одним из наиболее сложных направлений работы для уральских таможенников по-прежнему остается обеспечение контроля на участке российско-казахской границы протяженностью более полутора тысяч километров. Граница между Россией и Казахстаном новая, недостаточно оборудованная. Особенно часто возникают нештатные ситуации на пассажирских поездах азиатского направления. Направление Китай - Казахстан - Урал находится под пристальным вниманием таможенников. Так, недавно на станции Троицк на поезде N71 сообщением Москва - Астана в купе проводников в межпотолочном пространстве было обнаружено 540 DVD-дисков, 650 типографских этикеток к компакт-дискам. Все это имело признаки явного контрафакта. По данному факту было возбуждено дело об административной ответственности.

Зачастую контрафактная и контрабандная продукция просачивается в страну по объездным дорожкам и тропам на фурах в обход пунктов пропуска. Недавно сотрудниками Магнитогорской таможни при проведении оперативно-розыскных мероприятий на автомобильной трассе Черногорье - Бреды была задержана автомашина "КамАЗ" с прицепом, в котором находились импортные товары народного потребления. Общая стоимость задержанного груза, состоящего в основном из обуви, "потянула" более чем на 5 млн. рублей. По имеющейся у нас информации, данная товарная партия была ввезена на территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля на другом грузовом автомобиле с прицепом. И уже на российской территории прицеп с ширпотребом иностранного производства был перецеплен к "КамАЗу" для дальнейшего следования.

Многочисленные нарушения таможенного законодательства, связанные с перемещением импортных товаров через границу, также выявляются в ходе таможенных ревизий фирм, которые реализуют эти товары на внутреннем рынке. Фирмы, зарегистрированные на Дальнем Востоке, нередко поставляют на уральский рынок незадекларированные товары - одежду, обувь, меха, мебель, аудио- и видеотехнику. С другой стороны, нередки факты использования "серых схем" поставок уральским оптовикам, реализующим такие налогоемкие товары, как электроника, бытовая техника фирмами-однодневками, зарегистрированными в Центральном, Северо-Западном регионах страны. С начала этого года подразделениями таможенной инспекции УТУ было проведено 102 проверочных мероприятия, в результате которых взыскано и перечислено федеральный бюджет более 11,2 млн. рублей таможенных платежей и штрафов. По итогам целевой проверки крупных фирм-реализаторов меховых изделий в Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте с нарушителей таможенного законодательства было взыскано 1,5 млн. рублей. И вот еще показательный пример. Только по результатам одной ревизии в отношении екатеринбургской фирмы, осуществляющей оптовую торговлю компьютерной техникой и комплектующими к ней, были выявлены серьезные нарушения в сфере таможенного законодательства, по которым сумма уплаченных таможенных платежей составила более 3,3 млн. рублей.

Говоря о борьбе с контрабандой, нельзя не затронуть тему контрабанды наркотиков. Уже стали общепринятыми рассуждения о том, что наш регион является перевалочной базой для дальнейшего транзита по нашей стране "дурмана", поступающего из южных государств.

Таможенными органами управления в течение 2005 года из незаконного оборота изъято около 2 тонн наркотических средств, или почти 30% от всего объема изъятого Таможенной службой Российской Федерации. За 4 месяца 2006 года изъято почти 800 (796) килограммов наркотиков, в том числе тяжелых (героин) - 323 килограмма. Всю деятельность оперативных подразделений по выявлению и пресечению ввоза и борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ оперативных подразделений таможен региона координирует Уральская оперативная таможня. Вместе с тем, практика показывает, что только тесное взаимодействие всех правоохранительных органов способно противостоять наркоэкспансии со стороны преступных сообществ на территорию России в целом и Уральского региона в частности. На основании межведомственных планов и соглашений, в целях борьбы с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, таможенными органами Уральского таможенного управления организовано и активно осуществляется взаимодействие с территориальными подразделениями ФСНК, МВД, ФСБ, Пограничной службой России.

Критики деятельности таможни утверждают, что "серый" и "черный" импорт проходит через склады временного хранения (СВХ), принадлежащие коммерсантам. Среди учредителей СВХ якобы есть и сами таможенники. Так ли это?

В соответствии с Таможенным кодексом РФ СВХ являются зоной таможенного контроля. Всего в УТУ насчитывается 110 СВХ. Из них открытого типа - доступных для хранения любых товаров и использования любыми лицами - 50, закрытого типа - предназначенных для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения, - 60. СВХ, учрежденных таможенными органами именно в качестве госструктурных подразделений, в Курганской таможне - 3, в Тюменской - 1. В соответствии с законодательством владельцами СВХ могут являться таможенные органы без включения их в реестр владельцев СВХ.

Подчеркиваю, таможенные органы, а не таможенники. Любая коммерческая деятельность госслужащим запрещена по законодательству, у нас за соблюдением этого правила строго следит служба собственной безопасности. И я могу вас заверить, что среди учредителей СВХ нет ни должностных лиц таможни, ни членов их семей.

И, тем не менее, общественность вешает всех "коррупционных собак" на таможенников так же, как до недавнего времени на сотрудников ГИБДД. Что, на Ваш взгляд, здесь мифы, а что соответствует действительности?

Мифов вокруг таможенной службы вообще много, вот, например, при пересечении сухопутной границы на автомобильном транспорте участник ВЭД или перевозчик помимо таможенной службы сталкивается еще с шестью другими контролирующими государственными органами. Несмотря на это, в задержках, если они возникают по причинам, связанным с деятельностью подразделений этих органов, всегда виновата таможня. Хотя сегодня на проведение всех таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска для нас установлен контрольный показатель - не более 30 минут. Говоря же о коррупции невозможно отрицать очевидное, но я хочу отметить, что в подавляющем большинстве случаев, нечестных на руку таможенников мы выявляем сами. Например, за прошлый год было заведено 38 уголовных дел на сотрудников таможенных органов региона. Основанием для 37 из них послужили материалы службы собственной безопасности УТУ. По материалам следствия было осуждено 17 взяточников. Показательно, что к уголовной ответственности привлекаются и взяткодатели - во взаимодействии с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами выявлено и пресечено 6 попыток дачи взяток должностным лицам таможенных органов.

Интерфакс; 06.06.06