17.11.09

Неприятности с ФТС у "Газпрома" начались с принятием летом 2009 года поправок к Таможенному кодексу

Неофициальные трения госорганов и госкомпаний, как правило, не выносятся на публику, но стоят недешево. Так, публикация "Газпромом" отчета за третий квартал содержит новые сведения о взаимоотношениях с ФТС. Коммюнике о положении на арбитражных фронтах заняло почетное место в отчете под заголовком "Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин".

Неприятности с ФТС у "Газпрома" начались с принятием летом 2009 года поправок к Таможенному кодексу (ТК). До 2008 года компания экспортировала природный газ без обеспечения по этим платежам, уплачивая их по факту поставки. С 2008 года схема была дополнена страховыми механизмами, в 2009 году ФТС неожиданно перестала видеть в "Газпроме" надежного партнера, начав при подаче временной декларации требовать 50% предоплаты таможенных платежей. С 1 октября 2009 года изменения в законодательстве позволили ФТС увеличить сумму предоплаты до 100%. Изменения, внесенные в статью 337 ТК РФ и вступившие в силу с 1 октября 2009 года, "фактически устранили ограничения таможенным органам в праве требования обеспечения уплаты таможенных платежей",— говорится в отчете "Газпрома". Решение вопроса об установлении размера предоплаты ФТС увязывает с разрешением других малоизвестных конфликтов с "Газпромом". Например, ФТС требует от "Газпрома" подачи декларации по факту пересечения таможенной границы, в то время как АО предъявляет таможенникам акты с пунктов приема-передачи газа на территории других государств, указывая, что в общей трубе на границе еще невозможно определить, куда и по какой цене пойдет газ.

Внешне все выглядит как довольно спокойное бодание юристов ФТС и АО. Но за девять месяцев 2009 года экспорт газа составил около $26 млрд. Если "Газпром" будет предварительно декларировать полугодовой экспорт, пошлины составят порядка $5 млрд — переход на 100-процентную предоплату пошлин означает перечисление ФТС еще $2,5 млрд. При этом ТК допускает различные толкования нормы, фиксирующей размер предоплаты. В статье 312 говорится — декларант обязан предоплачивать "не менее 50%" суммы пошлин, вытекающих из временной таможенной декларации; в статье 338 — обеспечение "не может превышать размер сумм таможенных платежей", то есть 100%. Пока "Газпром" обсуждает этот вопрос с ФТС в арбитражах без гарантий победы. Наконец, ранее "Газпром экспорт" перечислил 13 млрд руб. аванса ФТС, но таможня отказалась его принимать. В сумме набегает проблем более чем на $3 млрд — чтобы говорить о полном отсутствии проблем во взаимоотношениях "Газпрома" и государства, это слишком много.

Коммерсант 17.11.09