21.08.18

Нет места для порта. Почему дискуссии между стивидорами и властями Риги актуальны и для Петербурга

Интересы городских властей и портового бизнеса пересеклись в столице Латвии. Стивидоры Рижского порта боятся потерять транзит угля из России из–за вынужденного переезда на остров Криеву, подальше от центра города. Подобный конфликт интересов может затронуть все города, намеренные избавиться от портовых мощностей.

Угроза для транзита

С 1 января 2019 года Рижский порт перестанет принимать уголь — все операции с ним будут запрещены. До конца года все работы на новом терминале должны быть завершены, хотя пока никто не может это гарантировать на 100%.

Городские власти не позволят углю задержаться на старом терминале ни на день — на кону европейское софинансирование проекта перебазирования. Однако для стивидоров возможная задержка запуска нового комплекса грозит потерей транзита угля из России, а его объемы в структуре Рижского порта достигают 40%.

"Любые задержки вызывают серьезные риски для потери груза навсегда. С нынешней конкуренцией и с учетом развития портoв России никто не будет ждать нашей готовности", — говорит "ДП" адвокат по вопросам транспорта и логистики, лектор Технического университета Латвии Инга Антане. Рига в этом случае потеряет около 12 млн т угля, что ударит не только по столице, но и по экономике всей страны. Представители стивидорного бизнеса в Латвии от комментариев воздержались, лишь отметив, что вопрос с переводом угля на новый терминал для них чувствительный.

Все для людей

В Петербурге идею о переносе портовых мощностей за пределы центра официально озвучил весной губернатор города Георгий Полтавченко. Этот проект обсуждается в отрасли далеко не первый год. Вынос порта из центра, как предполагается, позволит улучшить экологию, разгрузить дороги Петербурга и освободить территорию под создание новой городской среды и элитной жилой застройки с видом на море.

"С точки зрения застройщика участки рядом с видом на воду, несомненно, интересны. Но для успешной реализации проектов территорию порта надо будет насытить сопутствующими функциями", — считает коммерческий директор Docklands development Екатерина Запорожченко.

Эксперты отмечают, что в Петербурге ощущается недостаток качественной яхтенной инфраструктуры.

По словам Бориса Латкина, генерального директора Rocket Group, в районе порта можно было бы создать комплекс, включающий в себя стоянку для яхт, жилье и коммерцию. "Это бы вывело территорию из депрессивного состояния и дало бы толчок в развитии всей территории", — считает Борис Латкин.

Как в Европе

Говоря о переносе порта, чиновники и градостроители ссылаются на европейский опыт — Барселоны, Гамбурга, Хельсинки, теперь и Риги.

Разве что земля в Большом порту Санкт–Петербург, в отличие от западных примеров, имеет не одного собственника — муниципалитет, как это было в успешных случаях.

В Петербурге портовые земли разделены между десятками собственников. Это не просто усложняет возможный перенос портовых мощностей, но и фактически лишает власти права диктовать свои правила. Кроме того, почти все причалы находятся в федеральной собственности, а значит, ситуация еще сложнее.

Вместе с тем петербургские стивидоры пока не принимают всерьез слова о своем возможном переезде. При этом в последние годы порт последовательно избавлялся от "грязных" грузов, к примеру того же угля, и вкладывал деньги в защиту окружающей среды.

В любом случае вопрос о выводе порта за город будет лежать скорее в экономической плоскости, а не градостроительной или экологической.

DP.RU