14.07.17

Новый Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» – что изменится в национальном законодательстве

Статья по материалам доклада эксперта комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Андрея Александровича Гуляева.

12 июля 2017 г. состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике. Основной темой, вынесенной на обсуждение, стал вопрос о ходе разработки проекта нового федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». С докладом выступил эксперт комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Андрей Александрович Гуляев.

На сегодняшний день проект нового федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Проект) находится на доработке в Минфине России. Ожидается, что новый федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступит в силу одновременно с Таможенным кодексом ЕАЭС – с 01 января 2018 г.

Изначально проект был разработан Федеральной таможенной службой без участия деловых кругов, и в нем мало что было учтено согласно договоренностям, которые были достигнуты при разработке ТК ЕАЭС. В дальнейшем Проект был передан в Министерство финансов, и существенно доработан. На данном этапе представителям деловых кругов удалось присоединиться к работе над Проектом. Часть предложений были реализованы при его доработке.

Было выдвинуто свыше 230 разного рода предложений. Предложения были разные – ключевые, технические, дублирующие и даже противоречащие новому Кодексу. Было проведено порядка 5 совещаний с Минфином. Из 230 предложений удалось рассмотреть чуть больше половины, какие-то вещи были отклонены как противоречащие.

По итогам данной работы можно сказать, что Проект, который был доработан и местами переписан Минфином, стал намного лучше с точки зрения интересов бизнеса, чем первоначально подготовленный документ, но тем не менее он еще далек от совершенства.

Ожидается, что в конце июля деловые круги должны получить Проект, который уже будет согласован ФТС России и Минфином России. С этого момента порядка двух недель будет отведено на ознакомление и выдвижение новых предложений, которые будут направлены в Минфин для обсуждения в оставшееся время (скорее всего в августе и сентябре). В дальнейшем Проект с учетом предложений, которые поступят от других государственных органов, будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (ожидается – осенью).

Докладчик озвучил основные предложения, которые не были учтены в Проекте:

  • введение договора страхования как отдельного способа обеспечения таможенных платежей;
  • установление субсидиарной ответственности таможенного представителя;
  • исключение нотариального порядка заверения заявления о возврате авансовых платежей;
  • неотнесение товаров, выпущенных до подачи декларации на товары в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления к условно выпущенным товарам. Согласно Проекту такие товары будут относиться к условно выпущенным;
  • неустановление в качестве дополнительного условия включения в реестр Уполномоченных экономических операторов такого условия как неприменение юридическим лицом упрощенной системы налогообложения;
  • установление более приемлемых условий, чтобы не быть исключенным из реестра УЭО, и не приостанавливалось свидетельство УЭО.

Поддержанные предложения, которые на данном этапе должны быть включены в Проект:

  • все неустранимые сомнения толкуются в пользу лиц;
  • исключено дополнительное условие включения юридического лица в качестве УЭО, как отнесение юридического лица к категории низкого уровня риска;
  • о возможности установления для УЭО 2 и 3 типа завершать действия таможенной процедуры транзита, помещением товаров на временное хранение, регистрацией декларации, выпуском;
  • одно из ключевых предложенийвозможность участия некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных актов, в том числе возможность комментирования через консультативные органы;
  • возможность представления в таможенные органы предварительной информации на английском языке, если соответствующие сведения указаны на английском языке и предусмотрены международными договорами;
  • о сокращении срока принятия решения о классификации как предварительных решений о классификации, так и решений о классификации оборудования, ввозимого в несобранном/ разобранном виде, решения о происхождения товаров;
  • увеличение срока действия предварительного решения о классификации отдельных товаров до 5 лет;
  • не будут иметь обратной силы решения о прекращении действия предварительных решений о классификации со дня принятия первоначальных решений, в случае допущенных ошибок, которые влияют на платежи (данная норма есть в новом Кодексе, возможно она найдет отражение в Проекте в качестве связки);
  • об оставлении за Правительством Российской Федерации порядка определения таможенной стоимости вывозимых товаров (изначально ФТС России предложила данный порядок отнести на уровень Минфина);
  • об установлении Минфином порядка проведения консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости по 2 и 3 методу (скорее всего данное предложение будет реализовано намного позже, чем вступит в силу федеральный закон);
  • о выдаче предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (скорее всего данное предложение будет реализовано намного позже, чем вступит в силу закон);
  • об исключении возможности доначисления сборов за совершение таможенных операций по результатам проверки таможенной стоимости, которая не была завершена в сроки выпуска (изначально ФТС России предлагала брать сборы);
  • об использовании обеспечения таможенного представителя, которое было внесено в качестве регистрового обеспечения, и выступления в качестве поручителя за представляемое лицо декларанта. Была выработана редакция, согласно которой размер превышения обеспечения не должен превышать половины суммы обеспечения. То есть, если мы берем 500 тыс., которые сейчас обсуждаются на уровне ЕЭК, то скорее всего Минфин планирует заложить 250 тыс. евро;
  • включена норма об установлении условий, при которых суммарный размер платежей превышает размер генерального обеспечения (но эта тоже норма на будущее);
  • поддержано предложение о неначислении пени при предоставлении обеспечения денежным залогом и банковской гарантией;
  • включено предложении об автоматической регистрации декларации на товары и об автоматическом выпуске. Особенности будут определяться в порядке, установленном Минфином. Надо будет подумать, чтобы включить в Проект нормы, согласно которым декларант будет знать причины, по которым было отказано в применении авторегистрации и автовыпуска.
  • поддержано предложение о возможности изменения места временного хранения товаров и их выпуска до выпуска таких товаров и возможность перемещения товаров на собственный склад, если в отношении данных товаров проводится проверка на предмет того, попадают данные товары при ввозе под ограничения или нет. Причем заложено, что перемещение на собственный склад будет осуществляться без процедуры транзита, но с соблюдением всех условий в части обеспечения сохранности, предоставления отчетности.
  • поддержано предложение о перемещении товаров без помещения под транзит между СВХ и из пунктов пропуска на ближайший СВХ по короткому плечу;
  • включена норма о возможности выпуска товаров с применением письменного декларирования на случай, когда произошёл сбой в работе информационной системы, срок выпуска будет исчисляться не с момента восстановления работы информационной системы, а с момента регистрации письменной декларации на товары;
  • поддержано предложение об обязывании таможенного органа указывать причины (рекомендации) по устранению причин отказа в регистрации, в т.ч. в части автоматического выпуска;
  • ключевое предложение об объединении в одну процедуры возможности подачи одного заявления на внесение изменений в декларацию на товары и на возврат излишне уплаченных платежей. В настоящее время Минфин предлагает серьезно пересмотреть концепцию возврата, согласно которой возвращение излишне уплаченных или излишне взысканных платежей будет осуществляться в форме зачета в счет авансовых платежей без заявления, возврат будет осуществляться не позднее 5 рабочих дней со дня следующего за днем выявления такого факта излишней уплаты/взыскания. Зачет будет производиться на счет лица, осуществившего платежи. Соответственно обнаружение факта излишней уплаты будет фиксироваться корректировкой декларации, корректировкой приходного ордера или иными подобными документами, а днем обнаружения излишне уплаты/взыскания будет считаться день регистрации корректировки или иного документа. Будет предусматриваться, что таможенный орган будет информировать лиц в течение 1 рабочего дня о том, что есть излишняя уплата/взыскание. При зачете излишне взысканных сумм будут начислять процент со дня, следующего за днем взыскания по день фактического зачета. При этом выплата процента будет производиться в том случае, если в заявлении о внесении изменений в ДТ будет об этом указано. Если об том не будет указано по каким-то причинам, таможенный орган должен будет проинформировать лицо. Если уплата платежей была произведена в связи с требованиями о внесении изменений в ДТ до выпуска или после выпуска товаров, то в случае отмены таких требований при зачете излишне уплаченных сумм, на сумму таких платежей будут начислять процент со дня, следующего за днем уплаты по день фактического зачета. Мнение деловых кругов по этому поводу разделились.
  • выдвигалось предложение о начислении процента на сумму денежного залога, который внесен в счет обеспечения уплаты, если решение таможенного органа будет признано незаконным. Минфин не поддержал инициативу, т.к. таможенный орган имеет право проводить проверку, и у лица по сути не было изъятия денежных средств, при этом лицо имело право не вносить такое обеспечение. В настоящее время в Проект включена компромиссная норма, согласно которой будут начислять процент, в случае нарушения таможенным органом срока возврата денежного залога в форме зачета авансовых платежей (сейчас дается 10 рабочих дней).
  • об установлении для таможенного представителя, чья деятельность будет ограничена совершением операций в отношении товаров, необлагаемых вывозными пошлинами, обеспечения в размере 5 млн руб. (ранее предлагалось 10 млн руб.);
  • в ТК ЕАЭС заложена норма, согласно которой завершение таможенного транзита, в случае, когда есть необходимость в проведении досмотра, может продлеваться с разрешения руководителя таможенного органа до 10 рабочих дней. Деловые круги были против. И данная норма с отсылкой на национальное законодательство вошла в Проект. Изначально была договорённость, чтобы было не более 2 дней. Минфин отверг данную инициативу, т. к. за 2 дня, учитывая виды транспорта и объем товаров, перевозимых ими, невозможно уложиться, чтобы произвести досмотр. В итоге была введена компромиссная норма, согласно которой продление срока завершения транзита в связи с проведением досмотра будет осуществляться на срок, не более чем 1 рабочий день для товаров, перевозимых авиатранспортом, в отношении товаров, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом – не более чем на 2 рабочих дня, для водного транспорта – не более чем на 5 рабочих дней. При этом при каждом продлении таможенный орган должен будет уведомить лицо.

Также было отмечено, что в целом Минфин готов к переходу на безбумажный документооборот при совершении таможенных операций, и при получении Проекта деловым кругам необходимо отследить все нормы, где приоритет отдается бумаге, а не электронике.

Андреем Гуляевым были озвучены лишь основные важные предложения. Однако есть еще много вопросов, которые еще нужно рассмотреть и предложить Минфину учесть их при дальнейшем обсуждении Проекта.

Докладчика попросили озвучить новеллы, которые внесены в Проект по сравнению с действующим ФЗ-311. Андрей Гуляев подчеркнул, что основные изменения законодательства были заложены в новый Кодекс, такие как: приоритет электронного таможенного декларирования, возможность не предоставлять документы при подаче декларации на товары, сервис «единого окна».

Ключевыми новеллами Проекта станет возможность:

  • ограничения солидарной обязанности таможенного представителя;
  • перемещения товаров без помещения под процедуру транзита;
  • получения предварительных решений по вопросам методологии таможенной стоимости (норма будет прописана в будущем).

Во время дискуссии участниками заседания было также озвучено, что Проектом вводится обязательный досудебный порядок регулирования споров. Т.е. нельзя будет обратиться в суд пока вышестоящий таможенный орган не рассмотрел жалобу. Обсудили также введение дополнительных видов таможенных сборов. Сегодня таможенные сборы берутся однажды, однако планируется брать двойные сборы.

В конце выступления Андрей Гуляев подчеркнул, что после получения Проекта от Минфина, будет еще ряд встреч в течение августа – сентября, где планируется обсуждать вопросы, по которым ранее не пришли к согласию.

Мария Голобокова, «Альта-Софт»