18.04.18

О механизмах и принципах обеспечения единообразия при классификации товаров в ЕАЭС

Василий Иванович Солопов, начальник отдела классификации товаров Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии

Стенограмма выступления В. И. Солопова на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».

Мой доклад сегодня касается механизмов и принципов обеспечения единообразного применения ТН ВЭД при классификации товаров в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС, Союз). Вопросы классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД были и остаются актуальными как для участников ВЭД, так и для таможенных органов по многим причинам.

  • Во-первых, от того, к какому классификационному коду будет отнесен товар, будет зависеть и размер уплаченных таможенных платежей, применение к товарам нетарифных мер, запретов, ограничений.
  • Во-вторых, классификация товаров требует специальных технических знаний (проведение дополнительных экспертиз, связанных с определением состава компонентов, материала, технических характеристик, способов производства и других характеристик, которые необходимы для цельного определения классификационного кода).
  • В-третьих, от точности классификации товаров зависит объективность таможенной статистики внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики государств – членов Союза и принятия конфликтных мер по ее реализации, то есть, опять же, можно сказать о таможенной тарифной политике.

Как в предыдущем Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, согласно положению п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС, декларанты и иные лица самостоятельно осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД. Здесь ничего не изменилось. При этом также, как и ранее, сейчас проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации при декларировании как до выпуска товара, так и после, осуществляют классификацию товаров и принимают решение о классификации данных товаров.

Вместе с тем, почти во всех наших государствах существует институт предварительных решений, когда таможенные органы по заявлению лиц могут до декларирования (даже до ввоза) выдать предварительное решение о классификации. Данная услуга является почти во всех наших государствах добровольной и платной. Кроме того, таможенные органы выдают решения о классификации по товарам, которые поставляются в несобранном или разобранном виде (или даже в некомплектном) за определенный промежуток времени (ст. 117 ТК ЕАЭС). При этом предварительное решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу в несобранном виде остаются с принципом резидентства. Т. е. предварительные решения (как раз решения на разбитую поставку) действуют только на территории того государства, таможенные органы которого выдавали эти решения.

Вместе с тем, новеллой нового Таможенного кодекса является то, что действия решений по разбитой поставке распространяются и на территории других государств при декларировании таможенного транзита. Пересекая границу товарная партия, которая составляет какой-то компонент из того товара, на которое получено решение классификации в несобранном или разобранном виде, может декларироваться при транзите общим кодом на оборудование, на которое выдавалось это решение.

В целях единообразного применения ТН ВЭД центральные таможенные органы государств уполномочены принимать решения о классификации отдельных видов товаров (в соответствии с п. 6 ст. 21 ТК ЕАЭС). В п. 7 ст. 21 ТК ЕАЭС дано определение терминологии того, что понимается под отдельными видами товаров. Под отдельным видом товаров понимается совокупность товаров, которая имеет общие классификационные признаки, позволяющие отнести товары с конкретными наименованиями, конкретных марок, артикулов, моделей, унификаций и с подробными индивидуальными характеристиками к одному коду в соответствии с ТН ВЭД. Раньше такое определение было у нас включено в Решении № 284, которое регламентирует порядок направления обращения таможенных органов в Евразийскую экономическую комиссию (далее – Комиссия, ЕЭК), их рассмотрение, согласование и дальнейшее принятие. Сейчас это определение закреплено в положении Таможенного кодекса ЕАЭС. Если таможенные органы принимают решения по классификации отдельных видов товаров, то обязаны опубликовать их. Данные решения имеют юридическую силу. Например, в Российской Федерации это Распоряжение о классификации видов товаров. В Республике Беларусь – это Приказ № 110 «О классификации отдельных видов товаров».

Существуют случаи того, что классификация одинаковых товаров может быть не единообразной на территории Союза. Таможенные органы государств – членов Союза одни и те же товары могут относить к разным классификационным кодам ТН ВЭД. Такое положение дел недопустимо, так как ставит в неравные условия участников ВЭД, искажает таможенную статистику, ухудшает сопоставимость статистических данных, влечет неправильное применение ставок таможенных пошлин. Для целей обеспечения единообразного применения ТН ВЭД и исключения спорных случаев в классификации товаров, ЕЭК наделена полномочиями по принятию решения о разъяснении классификации отдельных видов товаров. В соответствии с положениями старого Таможенного кодекса, Комиссия также имела данные полномочия. ЕЭК принимала такие решения, но только на основании обращений уполномоченных центральных таможенных органов государств Союза. Новеллой нового Таможенного кодекса является тот факт, что Комиссия сейчас наделена полномочиями самостоятельно инициировать принятия таких решений (пока на основании мониторинга предварительных решений, которые принимают наши страны и решений/разъяснений, которые принимают центральные таможенные органы государств – членов Союза).

Функция мониторинга у Комиссии была и остается. Например, у департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики – это мониторинг соблюдения исполнения решений сторонами (в том числе и решения о классификации товаров), а также мониторинг предварительных решений, который мы осуществляли и ранее. Часто бывают случаи, когда в централизованной базе по предварительным решениям мы видим, что схожие по описанию товары в разных государствах классифицируются разными классификационными кодами. До того как у Комиссии не было полномочий принимать такие решения, мы направляли информационные письма, с тем, чтобы стороны рассмотрели те или иные предварительные решения, которые принимались в государствах, и пришли к единому знаменателю. Либо они должны были направить в инициативном порядке обращение от лица какого-либо таможенного органа – члена Союза, чтобы принять решение Комиссии по ситуации спорного товара, чтобы все участники ВЭД были в равных условиях при перемещении данных товаров. Сейчас, в связи с получением полномочий Комиссией на принятие таких решений, мы сами можем в инициативном порядке рассматривать и принимать такие решения, согласовав их предварительно с таможенными органами.

Главной целью таких решений Комиссии является принятие единообразных подходов при классификации одинаковых товаров на территории всего Союза. Решения о классификации отдельных видов товаров принимаются Комиссией в виде решений ЕЭК. Они являются юридически значимыми и обязательны к применению на всей территории Союза. Порядок подготовки таких решений определяется Комиссией. В данный момент у нас существует Решение ЕЭК от 02 декабря 2013 г. № 284, в которое три раза вносились изменения в части организационных вопросов. Последнее изменение от 23 января 2018 года на основании вступления в силу нового Таможенного кодекса. Основной причиной внесения изменений в действующее решение послужил тот факт, что Комиссия в настоящий момент наделена полномочиями по принятию решений и классификаций отдельных видов товаров в инициативном порядке. Проекты решений будут предлагаться Комиссией, рассматриваться, согласовываться с таможенными органами и приниматься на Коллегии ЕЭК в установленном порядке.

Следует отметить, что со дня вступления в силу решения Комиссии о классификации отдельных видов товаров, решения о классификации товаров, принятые таможенными органами государств – членов Союза подлежат отмене, а предварительные решения, ранее выданные по заявлению лиц, отзову.

Хотелось бы отметить про сами решения Комиссии по классификации отдельных видов товаров. Решения также подлежат внесению в них изменений, либо признанию утратившими силу в нескольких случаях, которые определены положениями Таможенного кодекса. В первую очередь, если будут происходить изменения ТН ВЭД. Также при выявлении технических ошибок (если это не влияет на код товара), получение валютной информации, влияющей на фасоны, коды, описания и применения ОПИ по ранее выданным решениям. И основное – это признание судом ЕАЭС данных решений не соответствующими Договору о Союзе, международному законодательству и законодательству ЕАЭС.

В настоящий момент действует порядка 95 решений по классификации отдельных видов товаров. Все они размещены на сайте ЕЭК. После принятия Коллегией ЕЭК данные решения опубликовываются, в большинстве случаев вступают в силу по истечении 30 дней. При подготовке проектов данных решений в процессе согласования их с таможенными органами, мы также размещаем их на сайте Комиссии. Из этих 95 решений 21 решение было принято Комиссией Таможенного союза. Остальные 74 решения были приняты ЕЭК в лице нашего департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики. Это все, что я хотел сказать кратко о механизмах и принципах единообразного применения ТН ВЭД при классификации товаров, которые перемещаются на территории Союза.

"Альта-Софт"