18.07.06

ОАО РЖД намерено изменить подход к организации таможенно-брокерского сопровождения своих грузов.

На вчерашнем оперативном совещании в ОАО РЖД президент компании Владимир Якунин отметил, что задержки поездов на пограничных переходах принимают глобальный характер и мешают регулярному движению грузовых поездов. Убытки при этом несут все, а таможенные брокеры бездействуют.

Крупнейший железнодорожный таможенный брокер ЗАО Желдорброкер было создано в 2004 году на базе Фонда социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (Фонда С.В.Т.С.) и компаний, оказывающих транспортно-экспедиторские и таможенно-брокерские услуги.

Начальник управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО РЖД Автандил Горгиладзе сказал Гудку , что в 2004 году было создано четыре таможенных брокера, которые имеют право работать от имени ОАО РЖД . В их работе имеются моменты, которыми компания не может быть удовлетворена , заявил Автандил Горгиладзе.

Управление по таможенно-брокерской деятельности было создано для того, чтобы разрабатывать наиболее выгодные для компании схемы таможенного оформления и маршрутов, взаимодействовать с погранпереходами и содержать склады временного хранения. По сути, управление осуществляет большую часть функций таможенного брокера, но по российскому законодательству ОАО РЖД не имеет права полностью выполнять эти функции. При участии таможенных органов было создано четыре компании: ЗАО Октрансвнештерминал , которое функционирует на входных пограничных железнодорожных станциях Октябрьской дороги, ООО ДАЛК на Восточно-Сибирской и Забайкальской дорогах, ООО Ростек-ДВ-Сервис на Дальневосточной дороге, ЗАО Желдорброкер . Последнее стало крупнейшей организацией, которой были отданы полномочия представлять интересы ОАО РЖД на всех погранпереходах остальных магистралей. Часть от их доходов в соответствии с заключенными договорами подлежит перечислению в ОАО РЖД .

По словам Автандила Горгиладзе, управление помогало брокерам в работе, учило их специфике железнодорожного транспорта. Однако после года работы брокеры показали крайне низкие результаты. В 2005 году доходы ОАО РЖД от таможенно-брокерской деятельности составили чуть более 223,7 млн руб. как минимум в 2,5 раза меньше, чем планировалось. Желдорброкер пока не оправдывает возложенных на него ожиданий, и компания не видит перспектив в его развитии , полагает представитель ОАО РЖД . Знакомый с этой проблемой источник в ОАО РЖД заявил Гудку , что сохранение и дальнейшее развитие ЗАО Желдорброкер возможно при условии увеличения в нем доли российских железных дорог, например, до 75%.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) Гудку пояснили, что деятельность таможенных брокеров является довольно специфической процедурой, требует особых знаний и навыков. В ФТС добавили, что неправильно оформленные документы на груз могут привести к простою транспорта на границе. Таможенные брокеры как раз и призваны не допускать подобных случаев. Причем по новому Таможенному кодексу таможенным брокером может быть только коммерческая структура. Другое дело, что специалисты в ней обязаны активно и по-деловому сотрудничать с клиентами.

В ЗАО Желдорброкер и Фонде С.В.Т.С. Гудку отказались давать какие-либо комментарии, сославшись на то, что у РЖД пока не сложилось адекватного понимания состояния дел в Желдорброкере , поэтому говорить о результатах работы преждевременно .

Президент Российской гильдии экспедиторов Семен Резер сообщил Гудку , что, к сожалению, ЗАО Желдорброкер и прочие таможенно-брокерские агенты ОАО РЖД не проявляют особой активности, а поэтому не приносят доходов ОАО РЖД . По его словам, начиная с 2004 года, когда Желдорброкер был только создан, экспедиторы были обнадежены этим процессом, поскольку компании занимались тем, что им и было предписано, помощью в таможенном оформлении грузов. По словам Семена Резера, этой активности хватило на год. Затем разработка процедур ускоренного таможенного оформления грузов была практически приостановлена. Желдорброкеру нужно было перенять тот опыт, который был накоплен руководителями российских, немецких, польской и белорусской железных дорог при следовании демонстрационного контейнерного поезда по маршруту Берлин Москва. Там были применены электронные накладные, таможенное оформление грузов на основе цифровых технологий и многое другое , говорит экспедитор. Однако этого не произошло, и грузовые поезда продолжают сутками стоять на погранпереходах. Собеседник Гудка в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД вообще считает передачу таможенно-брокерского оформления грузов на аутсорсинг неэффективной. Это лишило ЦФТО возможности оказывать грузоотправителям полный спектр услуг.

Генеральный директор компании Национальный таможенный брокер Александр Северилов заявил Гудку , что брокеры, которые специализируются исключительно на таможенном оформлении без предоставления сопутствующих, например складских, сервисов, будут неуклонно терять конкурентоспособность и уходить с рынка.

По словам Автандила Горгиладзе, ОАО РЖД разрабатывает новые принципы работы с таможенными брокерами и самой таможней. Создана рабочая группа из специалистов ОАО РЖД и Федеральной таможенной службы, которая занимается разработкой новых документов. Кроме того, в ближайшее время будет составлено несколько предложений к руководству компании для вынесения их на правительственный уровень. Предложения, в частности, касаются внесения изменений в существующие, но устаревшие законодательные нормы.

Гудок 18.07.06