11.01.07

Основные итоги работы федеральных органов исполнительной власти в 2006 году и планы на 2007 год. Федеральная таможенная служба.

Пополнение доходной части федерального бюджета оставалось одним из главных направлений деятельности таможенной службы России в 2006 году.

За 11 месяцев 2006 года Федеральная таможенная служба перечислила в доходную часть государственного бюджета 2,59 трлн рублей, что на 23% больше, чем за весь 2005 год.

Таможенные органы успешно контролируют внешнеторговый оборот России, который в январе-октябре 2006 года составил 353,7 млрд долларов США и по сравнению с тем же периодом 2005 года увеличился на 29,6%. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей, но и в силу повышения эффективности таможенного администрирования.

Без дополнительного ресурсного обеспечения таможенные органы справляются с оформлением всех грузопотоков, которые в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом на 27,7 млн тонн (1,54%).

Важным событием для таможенных органов стала разработка плана реализации Концепции развития таможенной службы на период до 2010.

В 2006 году был разработан план реализации одобренной Правительством РФ Концепции развития таможенной службы на период до 2010 и последующие годы. Определен объем финансирования, который потребуется для оснащения таможен современными техническими средствами контроля, обустройства границы, создания единой межведомственной базы данных контролирующих органов, а также для разработки и внедрения передовых информационных таможенных технологий, проведения спецопераций, пост-аудита и других предусмотренных Концепцией мероприятий.

Обустройство границы, организация интегрированного управления ею, переход на работу по принципу "одного окна" и "одной остановки", создание единой базы данных контролирующих органов и условий, необходимых для их деятельности вне зоны таможенного и пограничного контроля, - эти и другие приоритетные задачи отражены в Концепции развития таможенной службы и Федеральной целевой программе "Госграница".

В рамках программ планируется построить 268 объектов таможенной инфраструктуры, в том числе 35 автомобильных пунктов пропуска, 8 кинологических центров и Операционный центр ФТС России по управлению интегрированным контролем в пунктах пропуска на границе.

Федеральная таможенная служба перешла к конкретным делам по обеспечению границы инспекционно-досмотровыми комплексами.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало ее оснащение инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств.

Первый в России стационарный ИДК введен в эксплуатацию на МАПП "Троебортное" Брянской таможни. В 2006 году на оснащение Ростовской и Выборгской таможен поступили мобильные комплексы. В 2007 году ИДК планируется оснастить МАПП "Брусничное", "Торфяновка", "Бурачки", "Убылинка", "Верхний Ларс", "Петухово", "Забайкальск", "Орск", "Илек". В течение ближайших пяти лет на границе будут размещены 72 стационарных и мобильных ИДК, из них 10 - в морских портах.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, их модернизация остаются важнейшими задачами на ближайшую перспективу.

В настоящее время все российские таможенные органы объединены единой автоматизированной информационной системой. Налажено их информационное взаимодействие с банковской системой, другими контролирующими и правоохранительными органами.

Продолжает использоваться такая прогрессивная таможенная технология как электронное декларирование товаров, в том числе при таможенном оформлении нефтепродуктов, и в качестве эксперимента - для поштучного электронного учета экспорта древесины. Применение данной технологии создает необходимые предпосылки для перехода к полному электронному документообороту. В 2006 году в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, прибавилось 74 таможенных поста. В настоящее время в системе электронного декларирования работает 144 таможенных поста.

В 2006 году в целях внедрения новых таможенных технологий к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России на основе подсистемы спутниковой связи (ПСС), построенной с использованием VSAT-технологии, подключено 35 телекоммуникационных узлов пограничных таможенных постов и пунктов пропуска.

В 2006 году Федеральная таможенная служба продолжала работу по совершенствованию и упрощению таможенных процедур.

С начала 2006 года в автоматическом режиме на всех таможенных постах стала применяться новая информационная технология - система анализа и управления рисками (СУР). Профили риска в автоматическом режиме формируют электронные регламенты действия таможенного инспектора в отношении к каждой декларации. Ни одно действие, не прописанное в профиле риска, не может быть выполнено инспектором. Таким образом, задан автоматизированный алгоритм действий таможенника при выявлении риска, исключен фактор принятия субъективного решения. В результате количество досмотров товарных партий удалось снизить с 80% до 18%, а их эффективность увеличить с 0,2% до 10%.

В целях гармонизации с аналогичными процедурами, применяемыми в странах Европейского союза, ФТС России разработала новые бланки грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (ГТД/ТД), которые полностью соответствуют Единому административному документу (ЕАД) Евросоюза. Утверждены их форма и Инструкция о порядке заполнения, разработано соответствующее программное обеспечение.

В целях установления взаимосвязи между системами таможенного транзита России и ЕС новый таможенный документ будет использоваться с 1 января 2007 года.

Задача борьбы с недостоверным декларированием товаров, сокращение "серого импорта" в 2006 году принесла определенные результаты.

Благодаря интенсивной работе таможенных органов с представителями крупнейших иностранных компаний-производителей к настоящему времени получена, анализируется и направляется в таможенные органы официальная ценовая информация на товары от 170 японских, европейских и южнокорейских компаний-производителей: BenQ (Siemens), Candy, Daewoo, De'Longhi, Electrolux, Gorenje, JVC, LG, Motorola, Nokia, Pantech, Philips, Pioneer, Samsung, Sony, SonyEricsson, Sharp, Thomson, Toshiba и т.д.

Использование этой информации позволяет организовать контроль таможенной стоимости товаров на ассортиментном уровне и существенным образом повысить суммы начисляемых таможенных платежей.

Об эффективности этой работы можно судить по таким показателям: ввоз в Россию мобильных телефонов в 2006 году увеличился по сравнению с 2005 годом на 235,8% и составил 19,034 млн штук. Их средняя цена увеличилась почти в 3,8 раза - с 39,3 долларов США за штуку в январе-сентябре 2005 года до 149,2 долларов США за штуку - в январе сентябре 2006 года.

Произошел существенный рост импорта ноутбуков - в 2,56 раза по количеству и 4,6 раза по стоимости. Их ввоз за 9 месяцев текущего года составил 268,1 тыс. штук на сумму 163,612 млн долларов США.

Всего за 9 месяцев этого года в Россию ввезено электробытовой техники и радиоэлектроники на сумму 5,033 млрд долларов США - почти в 3 раза больше прошлогоднего показателя. При этом электробытовой техники ввезено на 5% больше - 26,786 млн единиц общей стоимостью 1,119 млрд долларов США (стоимостной показатель увеличился на 19,8%), а радиоэлектроники - 31,153 млн единиц (на 89,7% больше) общей стоимостью 3,914 млрд долларов США (в 4,68 раза больше прошлогоднего).

Особая роль в борьбе с таможенными правонарушениями и преступлениями принадлежит пост-аудиту - проверке товаров после выпуска их в свободное обращение, и таможенные органы успешно пользуются этим инструментом. К настоящему времени проведено около 9 тысяч проверок. По их результатам возбуждено свыше трех тысяч административных дел, довзыскано свыше 0,5 млрд рублей таможенных платежей.

В 2006 году наращивались усилия в борьбе по защите таможенными органами прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время детально отработана система регистрации товарных знаков в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Сейчас в нем зарегистрировано 760 товарных знаков российских и зарубежных компаний. Организовано взаимодействие с правообладателями и их объединениями, в частности, создана совместная рабочая группа с некоммерческим партнерством "РУСБРЕНД", подписано соглашение с Международной федерацией производителей фонограмм, ведется совместная работа с Национальной федерацией производителей фонограмм и др. Налаживается сотрудничество с зарубежными таможенными службами.

О результативности проведенной работы говорят такие цифры: по фактам нарушения прав интеллектуальной собственности в 2005 году было заведено 390 административных дел, а за три квартала 2006 года - уже 800.

В июне 2006 года в ходе совместных с УБЭП ГУВД по г. Москве проверочных мероприятий, произведенных по заявлениям правообладателей товарных знаков "Nike", "Reebok", "Adidas" на "Ярмарке Лужники", было изъято около 2,5 тыс. единиц контрафактной продукции общей стоимостью более 3 млн рублей. По выявленным фактам возбуждено 14 административных дел.

Успешными были проведенные в текущем году операции "Плагиат" и "Бренд", направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через российскую границу контрафактной продукции. По их результатам было возбуждено 130 административных и 12 уголовных дел: 7 из них - по ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), 5 - по ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака).

Всего за три квартала 2006 года таможенники выявили около 3 млн. единиц контрафактной продукции на сумму свыше 38 млн рублей. Среди подделок первенство принадлежит табачной и алкогольной продукции, СD- и DVD-дискам, спортивной одежде и обуви, кондитерским изделиям, парфюмерии.

Права интеллектуальной собственности закреплены соответствующей законодательной базой (Кодексом РФ об административных правонарушениях и Таможенным кодексом РФ). Однако в целях более эффективной их защиты ФТС России подготовила предложения по внесению дополнений в Таможенный кодекс, предусматривающие наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей. Кроме того, готовятся предложения по внесению изменений в КоАП РФ в части четкого определения судьбы конфискованных предметов правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков.

В уходящем году работа с кадрами была одной из приоритетных задач таможенных органов.

В ее решении лежат изменения подходов к работе с кадрами, повышение уровня социальной защищенности сотрудников таможни, обеспечение престижности профессии, повышение профессионализма должностных лиц и борьба с коррупцией.

В рамках решения этой задачи создана новая система подбора и назначения кадров, позволяющая использовать информационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности, заложены основы для повышения заработной платы, создания условий отдыха и медицинского обслуживания.

Активизирована борьба таможенных органов с таможенными правонарушениями и коррупцией в своих рядах. По материалам Управления собственной безопасности ФТС России за неполные 11 месяцев 2006 года возбуждено 703 уголовных дела, из них коррупционной направленности - 436. Для сравнения: за весь 2005 год по материалам УСБ ФТС России было возбуждено 530 уголовных дел, 252 - коррупционной направленности.

В октябре т.г. в ФТС была утверждена аналитическая программа "Борьбы с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.". Ее цель - устранение причин и условий, порождающих и питающих коррупцию. Ожидаемый результат - это стабилизация, а затем поэтапное снижение преступлений коррупционной направленности до уровня 10-15% в год.

В рамках правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы развивалось направление проведения специальных международных и межведомственных операций.

В августе 2006 года российские таможенные, пограничные и иные правоохранительные органы во взаимодействии с коллегами из государств-участников СНГ (Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана) приняли участие в совместной пограничной операции "Марсбон-2006", направленной на противодействие незаконному ввозу оружия, боеприпасов, наркотических средств с территории Афганистана, а также иных проявлений трансграничной преступности на данном направлении.

В ходе операции при попытке контрабандного ввоза были задержаны таблетки сильнодействующих препаратов, пресечено незаконное транзитное перемещение 30 т ацетона, 15 т толуола, 5 т соляной кислоты и 186 кг серной кислоты, являющихся прекурсорами наркотических средств, в том числе героина.

В результате проведения специальной операции "Антиквариат" по выявленным фактам нарушения таможенного законодательства возбуждено 19 уголовных и 14 административных дел. Пресечено незаконное перемещение более 400 предметов, являющихся культурными ценностями.

В ходе реализации оперативных мероприятий совместно с ФСБ России был установлен и пресечен контрабандный канал ввоза крупных партий ювелирных изделий в зоне деятельности Домодедовской таможни. По фактам незаконного перемещения ювелирных изделий возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст. 188 УК РФ и по ч. 4 ст. 188 УК РФ.

Всего в 2006 году таможенными органами самостоятельно и совместно с другими правоохранительными службами из незаконного оборота изъято более 7 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из них более 840 кг героина.

В пределах своей компетенции Федеральная таможенная служба принимала участие в подготовке и издании нормативно-правовых актов в области таможенного дела.

В целях реализации административной реформы в Российской Федерации был подготовлен административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по осуществлению ведения реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей.

В октябре 2006 года он был утвержден Правительственной комиссией по проведению административной реформы. В настоящее время соответствующий приказ ФТС России согласован с Минэкономразвития и Минфином и направлен в Минюст России для государственной регистрации.

Под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, Международного комитета железнодорожного транспорта и Организации сотрудничества железных дорог совместно с Минтрансом России и ОАО "РЖД" подготовлено Приложение к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении "Руководство по накладной ЦИМ/СМГС", предусматривающее использование единой железнодорожной накладной в странах, в которых действует различное транспортное право. Это позволит уменьшить возможность заявления таможенным органам недостоверных сведений о товарах при переоформлении транспортных документов в пути следования, а также сократит связанные с этим издержки.

Подготовлены и изданы нормативные правовые акты по приоритетным вопросам применения таможенного законодательства в особых экономических зонах.

Разработаны, согласованы и утверждены требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны (ОЭЗ), а также условия доступа на территорию ОЭЗ для обеспечения эффективности таможенного контроля, что позволило территориальным органам РосОЭЗ и резидентам ОЭЗ приступить к практической работе.

Разработан административный регламент по исполнению государственной функции по таможенному контролю и таможенному оформлению товаров на территории ОЭЗ. На основе анализа информации, полученной из региональных таможенных управлений, разработана типовая структура специализированных таможенных постов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль на территории особых экономических зон.

Определены правила декларирования российских товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны с учетом введения с 1 января 2007 года единого бланка ГТД/ТД.

Кроме того, была принята Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, а также проведена огромная работа по подготовке и вводу в действие с 1 января 2007 года новой редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время осуществляется подготовительная работа в рамках присоединения к России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), Конвенциям об упрощении формальностей в торговле товаров и о процедуре общего транзита 1987 года.

Плодотворным в 2006 году было и международное сотрудничество российских таможенных органов.

ФТС России возглавляет Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, координирует их действия и ежеквартально проводит совещания экспертов и заседания СРТС СНГ.

В марте 2006 года в Москве состоялось заседание Коллегии Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии, на котором были рассмотрены итоги выполнения двух союзных программ и определены перспективы их дальнейшего развития.

Результативной была деятельность ФТС России в рамках работы Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, два заседания которого прошли в текущем году на российской территории - в Санкт-Петербурге (январь) и Москве (декабрь). В частности, одним из результатов этой работы стала подготовка проекта Протокола об организации обмена предварительной информацией о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах между таможенными службами государств-участников ЕврАзЭС.

ФТС России, являясь членом Всемирной таможенной организацией (ВТО), активно взаимодействует с ней и выступает в роли проводника глобальной доктрины ВТО по внедрению рамочных стандартов безопасности, совершенствованию и унификации таможенных процедур, облегчению международной торговли, в том числе на территории государств-членов СНГ. В Региональном учебном центре ВТО, организованном на базе Российской таможенной академии, с участием экспертов этой международной организации, российских таможенников и их коллег из стран-участниц СНГ регулярно проводятся учебные семинары о методике диагностирования таможенных администраций и на другие темы.

ФТС России активно сотрудничает и с Европейским союзом. Так, в июле 2006 года на базе Калининградской таможни прошел двухдневный семинар по изучению опыта функционирования таможенных органов на ее западной границе, организованный Московским Международным Клубом таможенных атташе. На встрече, в которой участвовали атташе государств-членов Европейского союза, СНГ и Китая, рассматривался ход реализации 18 совместных проектов ФТС России и Комиссии Европейских сообществ (КЕС) по обустройству пограничных пунктов пропуска в Калининградской области.

Тесные узы связывают ФТС России с таможенными службами Балтийского региона. В марте 2006 года российская таможня провела совещание экспертов Оперативного комитета Совета государств Балтийского моря с участием представителей Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) и Организации Скандинавского полицейского и таможенного сотрудничества. Основной темой обсуждения на встрече стали вопросы координации усилий таможенных органов Балтийского региона в борьбе с контрабандой, важную роль в которой играет деятельность регионального узла связи "RILO-Москва", действующего в структуре Всемирной таможенной организации и объединяющего таможенные службы 10 стран-участниц СНГ.

ФТС России и Министерство финансов ФРГ в 2006 году разработали совместный проект "Технический контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с использованием системы управления рисками". Европейская Комиссия приняла непосредственное участие в его разработке и финансировании. Данный проект рассчитан на 15 месяцев и предполагает разработку совместных мер борьбы в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности и обмен опытом в области подготовки кадров для российской таможенной службы.

Интернет-портал Правительства Российской Федерации government.ru