24.03.06

Особенности условного выпуска некоторых товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации

В конце 2005 года Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ выпустила ряд документов, разъясняющих порядок принятия решений об условном выпуске отдельных товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации. В первую очередь следует назвать "Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль при выпуске отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденную Приказом ФТС РФ от 28 декабря 2005 года N 1257 и "Рекомендации по применению статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации при осуществлении ведомственного контроля за принимаемыми решениями об условном выпуске (отказе в условном выпуске) отдельных видов товаров, без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не носящих экономического характера", содержащиеся в Письме ФТС РФ от 26 декабря 2005 года N 06-61/46219.

Условный выпуск товаров

Необходимо отметить, что в ныне действующем Таможенном кодексе (ТК) РФ отсутствует определение понятия "условный выпуск". Расшифровывается только формулировка "выпуск товаров": это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться или распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. Проще говоря, процедура таможенного оформления заканчивается, как правило, именно выпуском товаров, что дает возможность импортеру свободно распоряжаться ими на территории России. Соответственно, условный выпуск - это выпуск товаров, сопряженный с обязательствами заинтересованного лица о соблюдении установленных ограничений или условий, при этом товары не приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Эти ограничения и условия могут носить экономический характер (то есть иметь непосредственное отношение к размеру или срокам уплаты таможенных платежей) или не являться таковыми, то есть быть чисто административными.

В статье 151 ТК РФ прямо указаны три варианта, когда товары подлежат условному выпуску:

1) если льготы по уплате таможенных пошлин и налогов могут предоставляться только при условии соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению товарами в дальнейшем. Наиболее наглядным примером является ввоз в страну оборудования в качестве взноса в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями. Как известно, таможенные льготы предоставляются при условии целевого использования оборудования. Если же это условие будет нарушено, то взыскиваются не только таможенные платежи, но и пени;

2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, которые применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ;

3) если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Кроме того, в двух случаях товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными:

если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов. Отметим, что таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на их счета. Напротив, по требованию лица, уплатившего таможенные пошлины и налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа (см. ст. 149 ТК РФ).

Условный выпуск товаров влечет за собой ряд важных последствий. Во-первых, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров, а значит, правила, установленные исключительно для российских товаров, на них не распространяются. Во-вторых, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам (в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом), а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации) в любой форме.

Из всех представленных выше случаев использования условного выпуска товаров на таможенной территории России почти все варианты имеют экономический характер (полностью или частично). Единственное исключение - это вариант три (выпуск товаров без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений). Рассмотрим его более подробно.

Ограничения при условном выпуске товаров

Ограничения, не носящие экономического характера, охватывают целый комплекс мер, принимаемых исходя из национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей, охрану животных, растительного мира и окружающей среды в целом, предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов, обеспечение национальной безопасности, выполнение международных обязательств Российской Федерации, а также требования, применяемые в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров, по обеспечению их соответствия техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию России, по которым требуется подтверждение соблюдения ограничений, не носящих экономического характера, относятся:

- товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с последующими изменениями и дополнениями);

- товары, подлежащие пограничному государственному ветеринарному надзору либо являющиеся подкарантинной продукцией (растения, продукты растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать их распространению, а также зерно и продукты его переработки);

- товары, подлежащие государственному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

ФТС России совместно с уполномоченными федеральными органами разрабатывает списки перечисленных выше товаров с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России.

Согласно статье 158 Таможенного кодекса РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера, участники ВЭД обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима. Документы о соответствии товаров обязательным требованиям должны представляться таможенным органам одновременно с грузовой таможенной декларацией.

Документами, подтверждающими соблюдение ограничений, не носящих экономического характера, и необходимыми для таможенного оформления отдельных видов товаров, являются:

1) сертификат соответствия, выдаваемый аккредитованным органом по сертификации, подтверждающий соответствие товаров требованиям технических регламентов (или положениям стандартов);

2) свидетельство о государственной регистрации продукции, выдаваемое уполномоченными органами до ввоза товаров на территорию России по результатам экспертизы продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, а также продукции, впервые ввозимой и ранее не реализовывавшейся на территории РФ;

3) санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое Роспотребнадзором и его территориальными органами о соответствии (или несоответствии) продукции до ее ввоза на территорию РФ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам;

4} ветеринарный сертификат - международный документ, выдаваемый государственным ветеринарным врачом государства происхождения подконтрольных грузов, подтверждающий безопасность подконтрольных товаров в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие указанного государства по заразным болезням животных в соответствии с ветеринарными требованиями страны-импортера;

5) ветеринарное свидетельство, выдаваемое органами Россельхознадзора на все виды подконтрольных товаров в пункте пропуска через государственную границу РФ, подтверждающее, что указанные товары происходят из местности, благополучной по особо опасным и карантинным болезням животных, а сырье и продукты животного происхождения, кроме того, прошли ветеринарно-санитарную экспертизу в установленном порядке и соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям;

6) акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, выдаваемый органами Россельхознадзора на основании фитосанитарного сертификата и результатов фитосанитарного контроля;

7) сертификат качества зерна и продуктов его переработки, выдаваемый организациями, аккредитованными Россельхознадзором, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов. Кроме того, требуют подтверждения также данные об изготовителе указанной продукции.

Таможенный контроль при условном выпуске товаров

В целях проверки соответствия товаров обязательным требованиям и соблюдения ограничений, не носящих экономического характера должностные лица таможен, региональных таможенных управлений и ФТС России осуществляют таможенный контроль в форме проверки документов и сведений.

В частности, в случае непредставления необходимых документов проводится проверка соблюдения условий для принятия решения о возможности выпуска товаров. Для этого проводится работа по получению следующих сведений:

1) о причинах непредставления документов и принятых мерах по их получению;

2) о товарах (стране их отправления (происхождения); наименовании, объеме и стоимости товаров; их кодах в соответствии с ТН ВЭД России на уровне десяти знаков; общем количестве грузовых мест), а также об отсутствии их принадлежности к товарам, запрещенным к ввозу на таможенную территорию РФ;

3) о перевозке и хранении товаров (месте хранения товаров; планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в месте хранения товаров; таможенном органе, в регионе деятельности которого будут производиться грузовые операции, и его цифровом коде, если хранение товаров планируется осуществлять в регионе деятельности иного таможенного органа; планируемом сроке перевозки товаров к месту хранения; маршруте, если перевозка должна осуществляться по определенным маршрутам).

Кроме того, устанавливается наличие или отсутствие следующих фактов:

- наличие на коммерческих, транспортных и таможенных документах отметок об осуществлении пограничного санитарно-карантинного, карантинного, карантинно-фитосанитарного и ветеринарного контроля (то есть проверка фактов осуществления установленных видов государственного контроля);

- проведение идентификации товаров, в том числе специальных марок, знаков соответствия или других способов обозначения, используемых для подтверждения безопасности ввозимых товаров;

- осуществление осмотра помещений и территорий для предполагаемого хранения товаров, а также наличие в таможне сведений о лицах, которые будут осуществлять хранение товаров.

Если перечисленные сведения и факты удалось получить и подтвердить, то принимается решение о возможности условного выпуска товаров.

Следует подчеркнуть, что если сведения, указанные в таможенных декларациях, не соответствуют сведениям, имеющимся в таможенных органах или полученным от территориальных подразделений других федеральных ведомств, то должны применяться прямые меры по минимизации рисков согласно порядку, утвержденному Приказом ФТС России от 03.12.2004 N 358 "Об особенностях действий должностных лиц отдела контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками".

Иностранный капитал в России - налоги, валютное и таможенное регулирование, учет