18.01.08

Перегонщик японских автомобилей рассказал о том, почему, проехав 6300 километров, машина становится дороже и как на этом можно заработать

Изменяются таможенные правила, растут цены, а сотни тысяч подержанных автомобилей все равно приплывают из Японии в российские дальневосточные порты, чтобы прожить вторую жизнь в нашей стране. А тысячи смелых мужчин из сибирских городов устремляются на автомобильные базары Приморья в надежде заработать на жизнь перегоном автомобилей. Один из них, барнаулец Юрий, в прошлом спортсмен и коммерсант, знает, чего стоит быть перегонщиком.

- У меня нет своей машины, - сознается Юрий. - Ведь 280 дней в году я провожу не дома. Все меня спрашивают: "Как дорога?" Никогда никому не жалуюсь. Говорю: "Автобан". Хотя я месяцам могу рассказывать истории, описывать аварии… Я помню каждую свою поездку: где я останавливался, где ел, где заправлялся, где ночевал. Таких поездок больше ста. А кому это интересно?

Опасная работа

- Новичкам везет. В 1993 году мы с другом решили поехать во Владивосток в первый раз. Прилетели, купили машины, никуда не заглядывая, ничего не меняя, сели в них и поехали. По пути ничего не сломалось. Это была чистой воды авантюра. Я уехал и появился дома через 12 дней. Сотовых телефонов еще не было, заезжать куда-то, заказывать переговоры, ждать - значит терять время. Сейчас, когда прошло столько времени, понимаешь, как нам тогда повезло.

***
- Я вожу машины с Востока в Барнаул уже 15 лет. Попадал в различные кризисные ситуации. В субботу за три дня до дефолта 1998 года я купил машину во Владивостоке. О том, что подорожал доллар, узнал уже в Иркутске…

Я оказывался заложником ситуации, когда изменились таможенные пошлины и продавцы ждали новых цен. А перед этим Новым годом во Владивостоке закончились бланки ПТС, которые выдают на таможне. Все, кто приехал за машинами, сидели и ждали, когда напечатают новые.

***
- Некоторые люди не хотят работать, а хотят получать легкие деньги. Такие выходят с оружием на дорогу. Не захочешь им платить - бросят камень в фару, которая стоит намного дороже, чем просят они. Или в стекло, или в боковину или выедут на дорогу в машине без бамперов с металлическим швеллером и будут с тобой толкаться. Ты потом на ремонт потратишь больше. Поэтому многие перегонщики ездят с оружием. Но я его не беру.

Раньше в Хабаровске не было моста через Амур, был паром. Нашлись люди, которые за проезд требовали 100 долларов. Я даже отдал один раз… Другого варианта не было. И никакой милиции.

Еще мне разбивали стекла, зеркала. Но я оставался цел. Наверное, нужно уметь себя вести в таких ситуациях. Я знаю, если человек, который поехал туда, слаб, у него заберут все.

Раньше самыми опасные места были под Уссурийском и под Хабаровском. Проще было остановиться на посту, заплатить милиционерам, чтобы они "проводили". Собирались целые колонны, с каждой брали по 1000 рублей. Это дешевле чем заплатить бандитам. Но у меня часто возникал вопрос: а есть ли на самом деле эти бандиты?

После Хабаровска все спокойно. Единственный раз за мной гонялись в Иркутске.

"Ху из ху"

- В этом "бизнесе" можно встретить представителей любых профессий. С высшим образованием сплошь и рядом, бывших работников заводов очень много. У меня отец живет в деревне под Бийском, там уже полдеревни ездит за машинами на Дальний Восток.

В последнее время часто встречаются женщины. В основном, конечно, это жены перевозчиков. Зачем платить водителю, если можно организовать семейный подряд?

Если это не так, то, скорее всего, это женщина или девушка, которая явно живет одна и у нее какие-то проблемы в жизни. По ней, простите, видно, что она шофер. Она в самолете с мужиками водку пьет. Это не укор, ну, получилось у нее так, что ж поделать. Но мне не нравится это. Женщина дома должна сидеть.

***
- В основном люди ездят компанией - втроем, вчетвером. Они общаются, живут вместе во Владивостоке, пока покупают машины, переговариваются по рации, когда едут по дороге. Я езжу один. Я уверен в своих силах, знаю, где остановлюсь, где буду кушать, где заправлюсь. Смотреть в зеркало заднего вида и отвечать за кого-то я не хочу.

Еще компании любят быстро ездить - километров 150-170 в час. А я считаю, что более 100 километров в час нет смысла гнать. Просто нужно как можно меньше останавливаться. Ведь как получается: я еду, смотрю - колонна пронеслась мимо меня. Через несколько километров они все вместе стоят, и я их обгоняю. Потом опять - вжик - пронеслись. Потом они снова стоят, я их снова обгоняю. Так два-три дня. И все равно они едут сзади. Им не жалко машину, потому что они повезут ее на базар. А человек, который ее купит, никогда не узнает о том, как она добралась.

***
- Во Владивосток я лечу на самолете. На поездах передвигается так называемый "низший класс" перегонщиков - те, кто едет за недорогими машинами. Они садятся в плацкарт и начинают пить. И выпивают как раз стоимость билета на самолет. Приезжают всклокоченные, грязные - и на базар. Покупают машину за пять минут. Могут купить в темноте. Если это зима - будут выглядывать с фонариком. Они не станут менять ни масло, ни антифриз смотреть, не будут покупать хорошие колеса. Они не будут ночевать в гостинице. Они сразу сядут и поедут обратно. В таких случаях речь идет о машине, которая здесь стоит 200 тысяч. Ну, 220.

Тяжелый хлеб

- Пригнать одну машину, значит, заработать мало. Машина, которая стоит 300 тысяч рублей во Владивостоке, здесь оценивается не многим дороже. Заработать на ней можно 20 тысяч рублей. И то если все в порядке. Как получить больше? Отправить пару машин железной дорогой. На третьей - ехать самому. Тот, кто думает, что здесь астрономические заработки, ошибается.

* * *
- Минимум четыре ночи приходится ночевать в машине. Один раз, перед Читой, я обязательно хожу в баню. Ем два раза в сутки и только в проверенных кафе. Когда их нет, ем орехи, чтобы не останавливаться. Еду по 20-21 часу в сутки. Обязательно умываюсь, чищу зубы, даже если на улице минус 45.

Если чувствую, что засыпаю, останавливаюсь и сплю. Ночевать на дороге нельзя. Есть такие облюбованные перегонщиками поляны. В одном месте может 100-200 машин стоять.

На всю дорогу, с перелетом, поиском машин и обратный путь, уходит минимум 10 дней.

***
- Раньше было неудобно - рынки разбросаны по Владивостоку, а Владивосток - по сопкам. Сейчас один большой рынок - "Зеленый угол". В народе - "зеленка". Целый квартал! Если обежать ее быстрым шагом, чтобы посмотреть все машины, нужен как минимум час.

В девять рынок открывается, в пять закрывается. Продавцы работают мало, они знают, что туда приезжают не копаться с кислыми лицами, как это делают у нас, а покупать. Они знают, что продадут любую машину - и битую, и с огромным пробегом, и кривую-косую. Не с утра, так после обеда.

***
- Не верю, что когда-нибудь запретят "праворукие" машины. Развивается кредитование. Многие машины, которые ездят сейчас по городу, находятся в кредитах. Отменят правый руль, пострадают банки. Все разговоры об этом я считаю запугиванием.

- Я часто думаю: такая малюсенькая страна Япония и столько машин! Что бы они делали без России?

Что почем?

Сколько в среднем стоят автомобили 2001-2005* годов выпуска во Владивостоке и в Барнауле**, и сколько с каждой из них может заработать перевозчик***

Автомобиль..........................Во Владивостоке.......В Барнауле.....Ожидаемый заработок

До 250 тысяч рублей

NISSAN AD..........................170-180......................220
MAZDA FAMILIA.................170-180.....................200
TOYOTA CALDINA.............190.............................250.....................10-15

До 350 тысяч рублей

TOYOTA COROLLA............250-280....................300-330
NISSAN WINGROAD..........210-220....................260-300...............около 20

До 450 тысяч рублей

TOYOTA PREMIO................370-390....................450
TOYOTA ALLION................370-390....................450.......................около 30

Выше 450 тысяч рублей

NISSAN TEANA...................600............................800 и выше
SUBARU OUTBACK............600............................800 и выше...........150
TOYOTA HARRIER..............850............................1000 - 1100...........150-180

* На ввоз автомобилей не "младше" трех лет и не "старше" семи самые низкие ставки таможенных пошлин.
** По просьбе "СК" Юрий перечислил самые перегоняемые автомобили.
*** Цены указаны средние, так как каждый случай (возраст машины, ее состояние и комплектация) индивидуален.