12.08.22

По итогам 2022 года перевозки контейнеров могут увеличиться до 7 млн ДФЭ

Несмотря на введение большого количества санкций в отношении России и решение крупных контейнерных перевозчиков покинуть российский рынок или приостановить заходы судов в порты нашей страны в 2022 году, сегмент контейнерных продолжает наращивать объемы. Переориентация на внутренний и азиатский рынки, легализация параллельного импорта и рост ввоза определенных товаров - основные причины положительной динамики. О тенденциях и перспективах рынка рассказывает Егор Тарасов, основатель контейнерной компании РОКОТТ Транс.

Положительная динамика спроса на контейнерные перевозки сформировалась еще в прошлом году, когда их объем транспортировки по железным дорогам России превысил 6,5 млн ДФЭ, что превзошло показатель ковидного года на 12%. В прошлом году предпосылкой для увеличения контейнерных грузоперевозок был высокий уровень товарообмена между Россией, странами ЕС и Азии, в рамках которого увеличилось число перевозок в определенных категориях грузов: оборудования, узлов и агрегатов за 2021 год было транспортировано на 27% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Также нарастили объемы отправки продуктов российской промышленности (плюс 26,8%), удобрений (27,7%).

В 2022 году после обострения геополитической ситуации номенклатура грузооборота с Россией кардинально изменилась. Прекратились поставки промышленного, медицинского оборудования, запчастей и комплектующих, электроники и бытовой техники из европейских стран и США. Соответственно, сократился и экспорт российских товаров, которые отправлялись в этих направлениях: продовольственные товары, нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы и другие грузы. Это привело к росту тарифов контейнерных перевозок, дефициту некоторых товаров и увеличению их стоимости в 2-3 раза.

Однако российской логистики хватило меньше месяца, чтобы перестроиться под новые реалии, акцентировать свое внимание на внутреннем рынке, найти новых поставщиков и партнеров в Странах Азии и Ближнего Востока. Также драйвером роста контейнерных перевозок весной 2022 года стала переориентация многих грузоотправителей на железнодорожный транспорт, который меньше был подвержен ограничениям, чем морской, а также значимый рост тарифов фрахта, например, по одному из наиболее востребованных транзитных маршрутов Китай – Европа.

Таким образом внутрироссийские контейнерные грузоперевозки в первом полугодии текущего увеличились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном, за счет увеличения поставок продовольствия: зерна (+34,4%); рыбы (рост в 1,4 раза); мяса (+17%); продукты перемола (+11,2%); а также строительных грузов (+16,6%) и удобрений (рост в 1,9 раза). Благодаря этому рост контейнерных перевозок по России продолжался вплоть до июля и за 7 месяцев, по данным ПЖД, составил 1,46 млн ДФЭ.

В 2022 году объемы контейнерных перевозок будут продолжать увеличиваться не только по внутренним направлениям, но и по внешним. Росту количества отправок грузов будет способствовать параллельный импорт, поэтому максимальный прирост будет зафиксирован в таких направлениях, как Казахстан, Беларусь, Армения, Турция, Азербайджан, которые стали связующим звеном между странами Европейского союза, Россией и Китаем. В связи с легализацией ввоза на территорию РФ товаров без одобрения правообладателей, изменилась и номенклатура импортируемых товаров: сейчас это, в основном, комплектующие и оборудование для традиционной и возобновляемой энергетики, машиностроения, нефтедобычи, оборонной промышленности, телекома и электроники.

При этом к концу года возможно 5-7% снижение объемов контейнерных перевозок в связи с прогнозируемой нехваткой контейнеров из-за ухода Maersk и недостаточного уровня импортозамещения в этом сегменте. Также большую роль в динамике грузооборота - как внутреннего, так и международного, - будут играть возможные ограничения от распространения штаммов новых вирусов, перевалочные мощности портов, которые сейчас и так перегружены, ограничение пропускных возможностей инфраструктуры в Российской Федерации и сопредельных государствах, которые являются участниками новых логистических цепочек.

Экономика и жизнь