03.12.15

Предприниматели Владивостока ставят под сомнение выгоды свободного порта и ждут таможенных преференций

Во Владивостоке на конференции «Инвестиционный потенциал Приморского края» в среду, 2 декабря, предпринимателям рассказали, как стать резидентами ТОРов и свободного порта. Вместе с чиновниками представители бизнеса обсудили перспективы таможенной зоны и поставили под сомнение выгоды от налоговых льгот.

Конференция «Инвестиционный потенциал Приморского края» вызвала большой интерес в предпринимательской среде. Все места в зале, где проходили пленарное заседание и секции, были заняты. Слушатели из числа представителей бизнеса выступили оппонентами основным докладчикам, что спровоцировало оживленные дискуссии.

Особый интерес вызвала секция, посвященная алгоритму вступления компаний в ТОРы и свободный порт Владивосток. По словам директора департамента по работе с резидентами СПВ АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Евгения Сачкова, механизм вступления — проще некуда.

«Бумажная заявка подается в корпорацию. В течение 13 дней с момента подачи вы получаете уведомление о положительном или отрицательном решении. И в позитивном случае в течение 30 дней составляется договор на основе того бизнес-плана, который был подан в корпорацию вместе с заявкой, с учетом именно ваших сроков и условий. Затем проходит заключение инвестиционного соглашения, и в течение нескольких дней мы уведомляем налоговую, чтобы вы могли воспользоваться льготами», — рассказал Евгений Сачков.

Он добавил, что свободная таможенная зона заработает только через год. Закон о ней планируют запустить 16 октября 2016 года

Однако, по словам предпринимателей, не все так просто. От лица бизнес-сообщества выступил директор по развитию бизнеса «ДНС» Константин Богданенко. Он отметил, что его компания — первопроходец.

«Мы осознанно взяли на себя роль подопытных кроликов по вступлению в свободный порт Владивосток. Подаем уже вторую заявку на участие в СПВ. Первую мы недостаточно качественно и правильно оформили. Заявка наша рассмотрена и одобрена и до конца года обещают первую версию соглашения. То, что мы сейчас делаем, — это совместные действия по реализации опыта, которого еще нет в России. Только поэтому мы согласились на этот проект», — рассказал Богданенко.

Он отметил, что до сих пор остается неясной позиция власти — речь идет о массовости или избирательности резидентов свободного порта. Ведь полпред Юрий Трутнев заявлял о максимально простой процедуре вступления. Основные требования: новое юрлицо и инвестирование в экономику порта 5 млн рублей за три года. С другой стороны сформировалась мысль, что для вступления необходимо предоставить именно такой бизнес, который «будет полезен для края». Ранжирование кандидатов в резиденты по такому признаку приведет не к массовому, а выборочному исполнению закона.

Вторая тема, которой коснулся Константин Богданенко, — о выгодах для бизнеса.

«Льготы налогообложения — это в законе главная замануха для бизнеса. Но если вы потратите пару часов своего времени и просчитаете, то поймете, что для малого бизнеса на упрощенной системе налогооблажения и работе в реальных условиях, я имею ввиду не стопроцентную белость, становиться резидентами нет никакого смысла. Свои плюсы могут найти только тяжелые компании, работающие только вбелую на общей системе налогообложения. Но в резиденты СПВ в таких условиях пойдут единицы. Потому что теперь многие понимают, что ты станешь более заметен для властей и непонятно, что ты получишь за это в качестве приза», — разъяснил Богданенко.

Многие коллеги предпринимателя также высказали свои опасения и сомнения относительно проектов ТОРов и СПВ.

Так, прозвучал вопрос, как открывать новые производственные компании в качестве резидентов — ведь заказчиком на производство как правило являются госпредприятия, но ни одна компания младше года не пройдет тендер. Также некоторые компании просто не могут переродиться, чтобы стать резидентами, потому что под новое название со старым производством они не получат лицензию на деятельность.

На претензии по поводу этого пункта Евгений Сачков ответил, что государство не предполагает потерю налоговых поступлений от уже существующих компаний, поэтому условие, что резидентом может стать только вновь созданная компания, останется в законе неизменным.

Вопросы вызывало распределение земли в ТОРах и на территории Владивостока, возможная аффилированность чиновников при выделении участков, полномочия городской мэрии выдавать разрешения на строительство и так далее.

Также немало участников конференции заявили, что сейчас нет очереди из потенциальных резидентов СПВ, потому что не решен вопрос по свободной таможенной зоне. Предприниматели засыпали выступающих вопросами о том, в каком режиме она будет работать, что можно будет, а что нельзя на ее территории. Но ответов не последовало — нормативной базы еще нет, ее сочинят только к открытию зоны — к октябрю будущего года. Но Евгений Сачков пригласил в резиденты всех, кто работает на отечественном оборудовании и не нуждается в беспошлинном возе техники и сырья, а также просто всех неравнодушных бизнесменов, ведь копании, вошедшие в СПВ, смогут оказывать влияние на формирование закона о таможенной зоне.

Новости Владивостока