12.11.08

Премьеры РФ и Финляндии обсудят "Северный поток", транспортные проекты и пошлины на лес

Глава правительства РФ Владимир Путин проведет в среду переговоры с финским коллегой Матти Ванханен, который посетит Москву с рабочим визитом.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в российском правительстве, стороны уделят особое внимание строительству газопровода "Северный поток" и российскому участию в развитии финской атомной энергетики.

"Особое внимание предполагается уделить проблематике энергетического сотрудничества, прежде всего - строительству газопровода "Северный поток" и обеспечению участия российских компаний в развитии атомного энергетического комплекса в Финляндии", - сказал собеседник агентства.

По его словам, в ходе переговоров будут предметно обсуждены вопросы торгово-экономических отношений. Источник отметил, что по итогам первого полугодия 2008 года Россия стала главным внешнеторговым партнером Финляндии.

"В числе наиболее перспективных направлений двустороннего взаимодействия - производственная кооперация, высокие технологии, включая нанотехнологии, создание технопарков", - отметил источник.

Он сказал также, что на переговорах будет рассмотрен ход реализации ряда крупных совместных проектов в сфере транспорта и перспективы продления срока аренды Финляндией российской части Сайменского канала.

Источник напомнил, что к 2010 году планируется организовать скоростное пассажирское железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Проект позволит сократить время следования по маршруту Петербург- Хельсинки с 5 часов 50 минут до 3 часов 30 минут, а также обеспечить растущие объемы перевозок в направлении российских портов на Балтики.

Проект включает организацию пассажирского скоростного движения со скоростью до 200 км в час на реконструируемой линии Санкт-Петербург - Бусловская, а также вынос грузового движения на линию Ручьи-Петяярви-Каменногорск- Выборг со строительством новой линии Петяярви-Каменногорск.

Общие затраты на реализацию проекта составят 79,7 млрд рублей, из них госсредства - 27 млрд рублей, средства РЖД - 50,3 млрд рублей. Окупаемость проекта - 10 лет.

Для организации скоростного движения создано совместное с финскими железными дорогами предприятие Karelian Trans Ltd. Конкурс на поставку скоростных поездов выиграла французская Alstom. Испытания поезда пройдут до конца 2008 года.

Что касается аренды финнами Сайменского канала, то в сентябре министерства транспорта РФ и Финляндии подписали меморандум о завершении переговоров по подготовке соответствующего межправительственного соглашения.

Новый срок аренды канала составит 50 лет, сумма аренды - 1,2 млн евро в год. Сайменский канал соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии с Финским заливом. Канал дает возможность проводки судов из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского побережья, а также во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы.

С 1963 года между двумя странами действует рассчитанный на 50 лет договор о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий.

Кроме того, по словам источника, в повестке дня межправительственных переговоров комплексные меры по оптимизации транспортных потоков на российско-финляндской границе.

Представитель правительства сообщил также, что "стороны обсудят вопросы сотрудничества в лесном хозяйстве в контексте повышения российских экспортных пошлин на необработанную древесину".

Вопрос об экспортных пошлинах на российских лес наиболее чувствителен для Финляндии.

Согласно постановлению российского правительства от 5 февраля 2007 года, экспортные пошлины на "кругляк" повышаются поэтапно - с 1 июля 2007 года, 1 апреля 2008 года, 1 января 2009 года и 1 января 2011 года. К 2011 году ставки пошлин на ряд позиций вырастут до 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1 куб.м.

Компании - лидеры деревообрабатывающей промышленности, обеспечивающей около 16% ВВП Финляндии, не раз заявляли, что в результате повышения Россией экспортных пошлин на круглый лес отрасль окажется в кризисе. Финляндия импортирует из России около 20% необходимого ей леса, однако зависимость финской промышленности от поставок из РФ на деле выше. Например, из РФ ввозится большая часть березового леса, необходимого для производства некоторых сортов бумаги.

В Финляндии считают, что для стимулирования развития собственной перерабатывающей отрасли России не нужно вводить запретительные пошлины на экспорт леса - его хватит и для внутреннего, и для внешнего рынков. Финляндия также предупреждала о возможности введения в качестве ответной меры платы за транзитные перевозки российских грузов.

Гудок.RU; 12.11.08