09.09.05

Проверка внешнеторговых операций с древесиной, проведенная Счетной палатой РФ, показала необходимость принятия экономических решений в этой области

Необходимость принятия серьезных экономических решений показала проверка обеспечения экономических интересов России при внешнеторговых операциях с лесоматериалами и готовой продукцией из древесины, поставляемых в Китай и Финляндию в 2004 году и в январе 2005 года. Проверка проводилась Счетной палатой РФ в январе - феврале 2005 года.

"Эта и другие аналогичные проверки позволяют сделать вывод, что для контроля экспорта российской древесины необходимо принимать соответствующие экономические и правовые решения, создавать единый государственный орган, - сказал корреспонденту "ФК-Новости" возглавлявший проверку аудитор Владимир Пансков. - Сегодня нет ни жесткого контроля, ни эффективного учета вывозимого сырья, бюджет недополучает огромные суммы налоговых и таможенных платежей".

Так, проверка вскрыла множественные факты продажи круглого леса лиственных и хвойных пород 1 и 2 сортов, то есть разного по качеству и сортности, по одной цене. Дело в том, что применяемые сегодня так называемые индикативные цены не учитывают различий между древесиной 1 и 2 сортов.

C 2004 года таможня получила право по отношению, в частности, к лесоматериалам применять для контроля груза не досмотр, а наблюдение. Проверка показала: по Новгородской таможне в 2004 году из 9,9 тыс товарных партий таможенные досмотры с оформлением соответствующих актов были проведены только по 80 товарным партиям, и более, чем в трети из них были выявлены нарушения таможенного законодательства. Счетная Палата полагает, что, поскольку лес является стратегическим товаром, влияющим на экономическую безопасность России, такое ослабление контроля за его вывозом является нецелесообразным.

Кроме того, лицензирование экспорта круглого леса различных пород (береза, ель, сосна, пихта) нормативными документами вообще не предусмотрено. В Таможенном кодексе в обязательном перечне документов, необходимых для таможенного оформления товаров, не упомянуты документы, позволяющие установить законность приобретения лесоматериалов. Все это открывает широкие возможности для злоупотреблений.

При поставках леса в Китай широко применяется практика заключения бартерных контрактов, в которых "бартером" со стороны китайских фирм являются трудозатраты, использованная техника и транспортировка леса. Российский продавец леса производит оплату выполненных работ экспортом древесины. В итоге до 80 процентов леса передается Китаю в качестве платы за оказанные китайцами услуги по его заготовке. Оставшаяся часть продается также в Китай. В результате получается, что китайская фирма, заготавливая и отправляя лес в свой адрес, получает его фактически бесплатно.

Эти и другие факты, отмечено в отчете о проверке, свидетельствуют, что сегодня в стране нет правовых оснований для проведения единой государственной политики в области внешней торговли лесоматериалами. Необходимо создать единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, организовать эффективный механизм контроля за своевременным и полным поступлением валютных средств от экспортных операций с древесиной и изделий из нее.

Отчет о результатах проверки направлен в Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания РФ и полномочным представителям Президента Российской Федерации в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. В Правительство направлено письмо с предложением мер, направленных на упорядочивание внешнеторговых операций с древесиной и изделий из нее.

ФК-Новости 09.09.05