04.04.05

Российские автомобильные дилеры придумали, как ввозить в страну иномарки, не платя никаких таможенных пошлин

Владивостокский "Зеленый угол", который известен стране как крупнейший российский базар подержанных японских авто, недавно отметил десятилетие. Машинами здесь усеяны все склоны сопок, они стоят рядами очень плотно на площади в несколько квадратных километров. Уже у входа тебя встречают натертые до блеска, сверкающие на солнце иномарки: от небольших автомобильчиков до могучих красавцев джипов, микроавтобусов и грузовиков на любой вкус. Встречаются и суперсовременные модели, которые и на улицах японских городов нечасто увидишь.

АВТО ВМЕСТО КРАБОВ

Почти за два десятка лет японский автомобильный секонд-хэнд наводнил не только Дальний Восток и Сибирь, но и другие регионы России. Несмотря на препоны в виде высоких таможенных пошлин, спрос на авто из Японии растет. За прошлый год только через владивостокский порт было ввезено на территорию России 112 тысяч иномарок. Нынче темпы ничуть не меньше.

Таможня во Владивостоке работает круглосуточно. Ведь авто из Японии везут на разных судах, которые швартуются в портах днем и ночью. Например, "шоп-круизный" пассажирский теплоход "Русь" за один раз перевозит 300 машин. Но больше всего дилеры любят транспорты типа "Гавриил Кирдищев": за один рейс он перевозит сразу 500 авто. Везут автомобили и на сейнерах-траулерах, давно забывших свое рыбацкое ремесло.

Понятно, что бизнес этот имеет размах. Поэтому автобизнесмены Дальнего Востока нашли способ платить государству за подержанные машины совершенно нереальные пошлины. Их изобретение вполне можно назвать конструктором для серьезных мужчин.

НАМ ПОМОГУТ УМЕЛЫЕ РУКИ

Один из методов называется "машина под документы". Допустим, у покупателя есть документы на автомобиль: угнанный, разбитый в аварии или распадающийся от старости. Год выпуска такого авто не имеет никакого значения. Здесь важно только название модели. Владелец таких документов, мечтающий приобрести авто поновее, обращается к дилерам. Они через Интернет выходят прямо на японские аукционы. По заказу клиента покупается автомобиль, который тут же отправляется на разборку. Там его делят на три части: двигатель, шасси и кузов. Прежде машины разбирались прямо на судах моряками, которые их перевозили. Но потом пришли к выводу, что быстрее, дешевле и надежнее делать это в Японии. Для этого в Страну восходящего солнца командируются группы российских механиков. Нашим можно платить по 50 долларов за один разобранный автомобиль. Японская же рабочая сила стоит намного дороже. В течение дня самым ретивым умельцам удается разобрать по два-три автомобиля. Под видом запчастей агрегаты ввозят в Россию, и в таком состоянии авто стоит раза в три дешевле.

В последнее время таможня усилила бдительность и такой "конструктор" уже оформляет как целый автомобиль. Но нет предела российской смекалке. Фирмы стали кооперироваться, и в результате одна из них везет, предположим, двигатели, другая шасси, а третья кузова. После доставки в наш порт и процедуры "растаможки" агрегаты развозятся по мастерским, где за 400 долларов их превращают в автомобили. Я сам видел груду запчастей, сложенных в огромные полиэтиленовые мешки. Через несколько часов из этого железа был собран крутой джип.

ВСЕ ВЫТЕРПИТ БУМАГА

Но самое интересное, как эти "новые" автомобили легализуются. Для этого используются те самые старые документы, о которых говорилось выше. Главное - получить разрешение на модернизацию машины. А потом документы от старого автомобиля и документы на агрегаты, только что привезенные из Японии, отправляются в Московский институт стандартизации. Теоретически специалисты института должны, конечно, проверить все эти детали на совместимость со старым автомобилем, но на практике их интересует лишь один "технический" параметр: перевел ли клиент необходимую сумму за справку. В результате такой довольно сложной манипуляции конечная цена на автомобиль снижается на несколько тысяч долларов.

Простой пример: подержанный джип в Японии стоит примерно 5 тысяч долларов, на российской таможне, если, конечно, платить по всем правилам, за него возьмут больше 24 тысяч. А когда привозят по отдельности кузов, двигатель, шасси, то таможенный платеж составляет чуть больше 2100 долларов.

Предприниматель Максим Слепцов говорит: это не нарушение закона. Все по правилам. Разобранная машина везется как запчасти и оформляется как замена агрегатов.

Яснее ясного, что от запретительных мер государства не выиграл никто. Отечественные машины в Приморье вообще не покупают, иномарок завозят не меньше, чем прежде. А государственная казна теряет огромные деньги: ведь их поступление после поднятия пошлин существенно сократилось.

Труд 04.04.05