11.12.14

Сегодня самая северная в европейской части России таможня отмечает 95-летний юбилей

Многочисленные архивные документы и исторические факты позволяют утверждать о более чем 400-летнем существовании таможенного дела на Кольском Севере. По данным известного краеведа академика И.Ф. Ушакова, таможенное дело на Мурмане ведёт отсчёт с 1582 года, когда первый кольский воевода Палицын Аверкий Иванович устроил в Коле Гостиный двор, установил торговые весы и ввёл таможенный сбор. В целях контроля за морскими судами, пересекавшими государственную границу, на острове Большой Аникиев при входе в бухту Цып-Наволок полуострова Рыбачий была установлена таможенная застава. На прибрежной скале Большого Аникиева острова до сих пор сохранились многочисленные надписи, одна из которых относится к 1595 году, иностранных шкиперов, которые таким образом хотели оставить память о своём пребывании в России.

Порт Мурманск расположен на берегах Кольского залива и является самым крупным в мире незамерзающим портом за Полярным кругом, что позволяет вести круглогодичную морскую навигацию. Именно это обстоятельство стало в 1914 году главным аргументом при принятии решения о срочном проведении железной дороги на побережье незамерзающего Баренцева моря, создании там морского порта и строительстве города Романов-на-Мурмане. Рождение города и международного морского порта требовали наличия собственного таможенного органа. 28 октября 1916 года в городе Романов-на-Мурмане (Мурманск) создан временный таможенный надзор, а 11 декабря 1919 года постановлением Временного Правительства Северной области была учреждена Мурманская таможня.

В настоящее время регион деятельности Мурманской таможни охватывает весь Кольский полуостров. Протяжённость сухопутной границы - 538 км, морской границы – 608 км. В регионе расположены несколько крупных промышленных градообразующих предприятий, таких как Кольская ГМК, Кандалакшский алюминиевый завод, ОАО Апатит - Кировский филиал ФосАгро, Кандалакшский морской порт и другие. В регионе деятельности таможни находятся две государственные границы – норвежская и финляндская, последняя является границей Евросоюза.

95 лет назад штатная численность вновь учреждённой Мурманской таможни составляла 25 человек, сегодня личный состав объединяет в своих рядах около пятисот таможенников. В структуре заполярной таможни 7 таможенных постов, из них 3 автомобильных пункта пропуска. Уникальность Мурманской таможни как таможенной структуры заключается в том, что на сегодняшний день она осуществляет таможенный контроль товаров, прибывающих на территорию Таможенного союза морским, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом согласно таможенной статистике более 80-ти процентов внешнеторговых грузов прибывает на территорию Мурманской области морским транспортом. Мурманская область является экспортно-ориентированным регионом.

Сегодня Мурманской таможней активно внедряются и применяются современные информационные технологии. Сегодня 100% грузовых таможенных деклараций подаются участниками внешнеэкономической деятельности и обрабатываются таможней в электронном виде через сеть Интернет. Успешно применяются такие технологии как предварительное информирование, удалённый выпуск, уполномоченный экономический оператор.

С начала года Мурманской таможней перечислено в бюджет страны более 5,3 миллиардов рублей, возбуждено 1090 дел об административных правонарушениях и 8 уголовных дел.

Для справки - факты истории.

- С 1914 года порты Кола и Александровск (ныне Полярный) были наделены правами таможенного режима «Порто-Франко» (свободная таможенная зона), чем неограниченно пользовались многие жители Кольского полуострова.

- В августе 1915 года к временной пристани незамерзающего порта Мурманск пришвартовался первый пароход «Дротт» под флагом США.

- Мурманская таможня – одна из немногих таможен СССР, продолжавшая в годы Великой Отечественной войны напряжённо работать. Главной задачей тогда был пропуск грузов, поступающих из-за границы по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста.

- Немецкие самолёты бомбили город днём и ночью. Под гибельным огнём таможенники наряду с портовиками восстанавливали причалы, спасали корабли союзников и поступающие на них импортные грузы.

- За проявленное мужество и стойкость многие мурманские таможенники были награждены медалями СССР, 23 работника таможни стали участниками обороны Заполярья.

Пресс-служба Мурманской таможни 11 декабря 2014 г.