26.03.13

Судебный спор, связанный с ремонтом морского судна в Корее, разрешился в пользу Камчатской таможни

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций подтверждена правомерность позиции Камчатской таможни в споре с одним из судовладельцев Камчатского края, связанном с уплатой таможенных платежей в отношении морского судна, подвергшегося за пределами таможенной территории Таможенного союза операциям по ремонту.

В сентябре 2010 года морское судно морозильный траулер убыло с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории с целью ремонта, а также модернизации оборудования рыбоперерабатывающего цеха в порту Пусан (Республика Корея). При завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории судовладельцем были уплачены таможенные пошлины, налоги, исчисленные исключительно исходя из стоимости операций по переоборудованию и модернизации судна. Остальные операции по ремонту не были включены судовладельцем в таможенную стоимость на основании ст. 347 Таможенного кодекса Таможенного союза, как операции по текущему ремонту и техническому обслуживанию судна, необходимые для предъявления Российскому морскому регистру судоходства, и которые, по мнению судовладельца, не могут быть отнесены к операциям по переработке.

Данный факт был выявлен Камчатской таможней в ходе таможенной проверки, по итогам которой принято решение о корректировке таможенной стоимости, обжалованное затем судовладельцем в Арбитражный суд Камчатского края. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований заявителя отказали, признав решение Камчатской таможни законным и обоснованным.

При этом судами были поддержаны доводы Камчатской таможни о том, что положения пункта 3 статьи 254 ТК ТС, прямо предусматривая отнесение к операциям по переработке товаров ремонта товара, включая его восстановление, замену составных частей, не разделяют ремонт товара на виды в зависимости от объема либо характера выполняемых работ. Для целей данной таможенной процедуры операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт товара как таковой.

Арбитражными судами также отклонены доводы заявителя о том, что операции, стоимость которых исключена обществом из таможенной стоимости, относятся к текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию. Камчатской таможней доказано, что ремонт судна за пределами таможенной территории являлся специально запланированным с целью обеспечения подтверждения надлежащего технического состояния судна для его освидетельствования Российским морским регистром судоходства, и ради этого судно и было вывезено в соответствии с заявленной таможенной процедурой за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения в данном случае положений пункта 1 статьи 347 ТК ТС, поскольку произведённый ремонт судна и обстоятельства его проведения не позволяют отнести его к операциям, указанным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС. Одним из доводов, свидетельствующих об этом, является то, что потребность в проведенных операциях по ремонту возникла не во время использования этого транспортного средства в международной перевозке (что является обязательным условием применения пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС), а до его убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Общая сумма довзысканных Камчатской таможней таможенных платежей, с учетом пени, составила более 20 миллионов рублей.

Полуостров Камчатка