19.11.12

Таможенники подложили автомобилистам свинью замедленного действия

Льготный сыр бывает только в мышеловке! В этом убедились на собственном опыте сотни казахстанцев, завезшие автомобили из стран Евросоюза по знаменитому постановлению правительства от 1 июля 2010 года «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Некоторые из них покупали подержанные авто за 2–3 тысячи евро, а налоговики спустя пару лет насчитали им пошлин и пени на 8–11 тысяч евро.

Напомним, что вышеуказанное постановление предусматривало льготные ставки для ввоза машин, возраст которых составлял более трёх, но менее десяти лет. Жителю Уральска Темирбулату Раглакову, как он наивно полагал, повезло: купил мужик в Германии подержанный автомобиль марки Opel Astra по сходной цене – 3 тыс. евро или в пересчёте на национальную валюту – 570 тыс. тенге. В техпаспорте железного коня в графе «дата первого допуска транспортного средства к эксплуатации» – именно так пунктуальные немцы определяют возраст автомобиля – значилось 7 сентября 2000 года. Завёз он машину в Казахстан в августе 2010 года – то есть за месяц до того, как ей стукнуло десять лет. Таможенники посмотрели техпаспорт, выписали пошлину в размере 148 тыс. тенге, которые Раглаков аккуратно оплатил, – на том и разошлись.

И вот спустя два года как гром среди ясного неба: акт камеральной таможенной проверки показывает, что такой-сякой Раглаков ввёл в заблуждение уполномоченные органы, что приобретённый им автомобиль, согласно данным, предоставленным Алматинским филиалом ТОО «Бипэк Авто», на самом деле сошёл с конвейера 20 июля 2000 года. Следовательно, на момент ввоза в Казахстан машине было полных десять лет. А потому, уважаемый господин Раглаков, получите уведомление о том, что вам доначислены таможенные платежи в размере 2 млн 50 тыс. тенге или свыше 10 тыс. евро, из коих 1 млн 740 тыс. – это собственно пошлина, а 310 тыс. – штраф. Занимательная получается арифметика: купил человек авто за 570 тыс. тенге, а таможенных сборов должен уплатить в четыре раза больше!

– Да если бы мой клиент знал, что выйдет такая пошлина, он лучше бы бросил машину на границе, – говорит адвокат Раглакова Нурлыбек Юсубалиев.

И если бы Раглаков был одинок в своей беде! По словам Юсубалиева, таких незадачливых автомобилистов только в Уральске человек 60 наберётся и сотни – по всему Казахстану. Более всего Раглакова возмущает, что драконовские пошлины и пеня были доначислены ему на основании бумаги, подписанной менеджером алматинского филиала «Бипэк Авто» неким Есенулы. В суде по иску таможенных органов к Раглакову адвокат Юсубалиев потребовал от «Бипэк Авто» предоставить сертификат или свидетельство официального дилера, дистрибьютера или импортёра автомобилей марки Opel. К слову сказать, он так его и не увидел, однако все суды в Уральске Раглаков проиграл.

– Судебными инстанциями так и не было проверено, являются ли сведения алматинского филиала «Бипэк Авто» о дате выпуска автомашины достоверными. Компания так и не предоставила письменное доказательство о наличии у неё эксклюзивной программы базы данных всех марок Opel. Кроме того, суд проигнорировал наши доводы о том, что письмо было подписано менеджером филиала, то есть не уполномоченным на то лицом! – говорит Нурлыбек Юсубалиев. – Наши ходатайства запросить, в конце концов, информацию о дате выпуска автомобиля непосредственно у завода-изготовителя остались неудовлетворёнными.

Между тем граждане, пострадавшие от произвола таможенных органов и отчаявшиеся найти правду в судах, пишут петиции в мажилис.

«В настоящее время таможенные органы в судебном порядке взыскивают с нас непомерные штрафные санкции, что в последующем приведёт к аресту нашего имущества, и многие наши семьи могут остаться без крыши над головой и средств к существованию», – говорится в обращении 19 жителей Западно-Казахстанской области к депутатам.

Подписанты подчёркивают, что все их несчастья произошли из-за того, что наши доблестные таможенники изобрели собственный эксклюзивный метод определения возраста машин. Во всём мире он отсчитывается от даты первой регистрации или даты первого допуска к эксплуатации, указанной в техпаспорте. В частности, это условие закреплено в Конвенции ООН о дорожном движении, которую Казахстан ратифицировал ещё в 2009 году. Однако наши таможенники откопали другой документ – Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза, принятое в июле 2010 года, где записано, что момент выпуска – это есть дата изготовления автомобиля, иными словами, схода машины с конвейера.

«На указанном примере мы вынуждены констатировать порочную практику, проводимую таможенными и судебными органами с целью пополнения казны любым путём, даже за счёт законных прав и интересов граждан. К сожалению, местные судебные и надзорные органы практически однозначно встают на сторону таможенников», – констатируют подписанты обращения к депутатам.

У законодателей они просят одного – походатайствовать о замене словосочетания «с момента выпуска» на «с даты первой регистрации транспортного средства» в том злополучном соглашении. Граждане надеются, что это освободит их от уплаты кабальных таможенных платежей.

Мегаполис (Казахстан)