29.03.06

Таможенные карты, несмотря на усиленные маркетинговые программы разработчиков, пока слабо приживаются на российском рынке

Платежная система "Таможенная карта" -- продукт, разработанный в 2000 г.рядом коммерческих и общественных организаций, среди которых -- Независимая ассоциация таможенных брокеров. Карта оформляется грузовладельцем, потом ее предоставляют доверенному лицу, которое фактически совершает перевозки. Карта содержит микрочип, на который записана информация о владельце карты и держателе специального карточного счета (Ф.И.О., паспортные данные, код ОКПО, ИНН, адрес и банковские реквизиты держателя карты).

Сейчас около 12% всех таможенных платежей идет по таможенным картам, притом что в 2004 г. эта цифра составляла только 2%. Средняя сумма транзакции по таможенным картам составила за 2005 г. около $15 тыс. Банки-эмитенты выпускают карты для юридических лиц и частных предпринимателей.

В соответствии с соглашением с Государственным таможенным комитетом ООО "Таможенная карта" (78485)* имеет право на предоставление эмиссии банкам России и обеспечивает проведение расчетов по платежам с таможни, в том числе штрафов, пошлин, сборов, налогов и других. На самих таможнях устанавливаются платежные терминалы, через которые платежи проходят в оперативном режиме. Ряд банков предлагает сделать таможенную карту с кредитом, что позволяет владельцу карты не держать на счетах необходимую сумму денег, а вносить ее после проведения всех платежей.

Координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки осуществляет ООО "Таможенная карта".

Мнения банков о востребованности таможенной карты разделились. "У нас годовой прирост клиентов по таможенным картам составляет около 70 компаний, что является хорошим показателем в этом сегменте банковских услуг.

Для стимулирования роста обращений мы ввели кредитную таможенную карту с овердрафтом", -- рассказывает Наталья Поздеева, начальник управления розничных операций и персонального обслуживания ОАО "Балтинвестбанк".

"Услуга дорогая, поэтому не каждый клиент может себе ее позволить. У нашего банка всего несколько клиентов пользуются таможенными картами. В основном это корпоративные клиенты и транспортные компании, которые совершают регулярные рейсы с одним и тем же грузом.

Если грузы варьируются, то клиенту не всегда может быть выгодна таможенная карта", -- рассказал один из участников рынка оформления таможенных карт, попросивший не указывать его имени.

Константин Шаршаков, заместитель начальника филиала АСМАП по Северо-Западу, оплату по книжкам МДП считает наиболее популярной.

Система таможенных карт придумана как альтернативный способ оплаты на таможне.

Другие способы -- оплата наличными (водитель везет деньги с собой) или система книжек МДП (действует в рамках конвенции о международных дорожных перевозках).

"Таможенная карта -- это система предоплаты пошлин, оформление внутритаможенного транзита. Существует особая система, через которую проходят платежи, -- система книжек МДП (международный допуск к перевозкам). Это международная конвенция, согласно которой водители могут оформить так называемую книжку МДП с отрывными листами. Принцип действия -- как чековая книжка.

Чтобы не платить на каждой границе, которую пересекает водитель, он оставляет на пересекаемых таможнях квитки с реквизитами компании и полной необходимой для платежа информацией", -- комментирует Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западному федеральному округу (41779)*.

Некоторые эксперты скептически относятся к способу оплаты таможенных пошлин по книжкам МДП из-за частых случаев мошенничества с книжками.

Представители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на Северо-Западе ранее заявляли, что эта система в России не работает. Процент не для всех Не для всех таможенные карты являются выгодными.

Некоторые импортеры отказываются от использования таможенных карт, так как не готовы платить высокие проценты по транзакциям (колеблется от 0,15 до 1,1%).

"Мы не используем транспортные карты. Особых преимуществ в них нет, а вынимать большие средства из оборота мы не можем, -- говорит Юлия Ершова, менеджер по логистике ООО "Скания Россия" (96841)

*. -- Платим авансовые платежи конкретно под каждую партию грузовиков, а не оставляем деньги на транспортной карте".

Цифры

35% платежей на границе оплачиваются по системе книжек МДП.

Деловой Петербург 29.03.06