26.08.10

Таможенный союз: автодилеры наконец успокоились - их опасения оказались сильно преувеличенными

25 августа. КАЗИНФОРМ.

Постановление Правительства РК «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования» ответило на несколько месяцев волновавший автомобилистов вопрос: по каким правилам после создания Таможенного союза будут ввозиться в страну автомобили из третьих стран?

В нем оговорено, что при первоначальном ввозе физическим лицом легкового автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 3 лет, но не более 10 лет, физическое лицо уплачивает от 0,35 евро до 0,6 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя. По легковым автомобилям, с момента выпуска которых прошло более трех лет, но не более 7 лет, от 0,85 евро до 2,25 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя. По легковым автомобилям, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, но не более 10 лет, от 2 евро до 3 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя.

Это постановление успокоило и автодилеров, опасавшихся, что льготные таможенные сборы будут распространены и на новые автомобили. Насколько Таможенный союз повлиял на работу автодилеров? Какая ситуация с продажами новых машин сегодня? На эти и другие вопросы корреспондента Казинформа отвечает директор «Тойота Центр Атырау» Эдуард Кузнецов.

-Эдуард Геннадьевич, больше всего прогнозов о невыгодности Таможенного союза для Казахстана было со стороны автодилеров и автовладельцев. Насколько обоснованны были эти разговоры?

-Во-первых, мы не обсуждали коллективное решение руководителей трёх государств, воспринимая его как данность. Просто действительно поначалу было многое не понятно, и были опасения, что автодилерская сеть в Казахстане может сильно пострадать. А это, согласитесь, не только трудности автодилеров. Ведь мы выплачиваем в бюджет немалые отчисления, и значит, могло пострадать и государство. Но вскоре всё встало на свои места. Подержанными машинами мы не торгуем, и нам было не особо интересно, что происходит вокруг них. А что касается новых автомобилей, то здесь тоже опасения оказались преувеличенными. Ожидалось, что цены на них поднимутся почти на 30 процентов. В итоге оказалось меньше - в среднем где-то на 14-18 процентов.

-И как ваши клиенты отреагировали на все эти «таможенно-автомобильные» страсти?

-В конце прошлого года - достаточно бурно. Мы распродали столько машин, сколько раньше продавали в течение полугода. Затем наступил спад. С одной стороны, все, кто хотел купить машину или планировал это сделать чуть позже, покупки сделали. Те, кто не успел по каким-то причинам, в первые месяцы этого года заняли выжидательную позицию. Так продолжалось до апреля. К маю люди успокоились. Поняли, что возврата к старому нет, и потихоньку пошли в автосалон.

-Потихоньку - это как?

-Могу пояснить в цифрах. Если в марте нашим автосалоном было продано 3 машины, то в июле - уже 20. Для сравнения могу сказать, что в 2009 году в среднем мы продавали в месяц 18 машин. Это без учёта ажиотажного спроса в декабре, конечно. Так что ситуация с Таможенным союзом оказалась не такой страшной, как поначалу кто-то считал. К середине 2011 года мы планируем выйти в Атырау на максимальные объёмы продаж, зафиксированные в 2007 году.

-А как отразился Таможенный союз на сервисе? Сильно ли подорожали запчасти, услуги?

-О том, что подорожают услуги, и речи не было. Это просто была такая страшилка, мол, автодилеры, компенсируя потери в объёмах продаж машин, поднимут стоимость автосервиса. Практически не заметно подорожание и по запасным частям, более того, ежедневные расходные запасные части у нас стали дешевле, благодаря работе официального дистрибьютора. Но здесь -другая проблема, к Таможенному союзу отношения не имеющая. Хотите, расскажу?

-Конечно.

-В отличие от Европы и Америки, мы очень интересный народ. Я бы сказал, никого не обижая, глупо-бережливый. Поясню. Человек приходит и покупает дорогую машину. Джип, например. Выкладывает 100 тысяч долларов. Этих денег ему не жалко. И слава Богу, что они у человека есть, и он приобретает современную комфортабельную машину. А вот дальше начинаются парадоксы. Вместо того, чтобы новую машину обслуживать у официального дилера, человек едет в какое-то СТО на окраине города, расположенное в старом гараже. Там мастера, как правило, непонятного происхождения, меняют на крутом дорогущем джипе масло, фильтры. Меняют на несколько тысяч, а иногда и на несколько сотен тенге дешевле, чем это обошлось бы в фирменной СТО. Что они там заливают - ещё можно проследить, хотя не у каждого на это есть время, да и опыт. Но вот то, что они забывают закрутить или недокручивают какую-то гайку, - за этим не уследишь.

Результат, думаю, понятен. Через какое-то время наш покупатель появляется у нас. Кто-то честно просит: помогите. А кто-то порой грозно вопрошает: чего вы мне продали? Машина барахлит или вообще не заводится. Вот сегодня у нас стоит в ремонте Лексус стоимостью около 100 тысяч долларов. На нём где-то при замене масла что-то открутили, а назад поставить «запамятовали». Итог - ремонт обойдётся в 11 тысяч долларов. Вот это - проблема, а не то, что японские, южнокорейские или европейские машины немного подорожали.

-Бытует мнение, что и машины, и сервис в Атырау дороже, чем в соседних регионах. Насколько?

- Да нет такого! Мне просто не понятно, откуда такие разговоры идут. И у нас, и у других дилеров бизнес открытый. Ладно, за других говорить не уполномочен, но мы из своего бизнеса секрета не делаем. Он у нас прозрачный. Дистрибьютер устанавливает цены на машины во всех областях совершенно одинаковые - это же элементарно проверить, глобальная сеть у всех под рукой - зайдите и проверьте! Что касается сервиса, то если и есть разница, то не более чем в 7 процентов. Это, в первую очередь, связано с отдалённостью региона от центра, а значит - разным уровнем его себестоимости.

И ещё хотелось бы поделиться наблюдениями за нашим менталитетом. Знаете, о чём думает человек на Западе, когда собирается покупать новую машину? О том, сколько будет стоить её содержание. У нас люди при покупке об этом подумать забывают почему-то. И когда покупают новые авто, и когда берут подержанные. Да, сегодня можно за 3-4 тысячи долларов купить внешне прилично выглядящий Мерседес. А потом долго удивляться, что рулевая колонка, которая через неделю вышла из строя, стоит к нему 10 тысяч. Посмотрите, сколько машин заброшено во дворах? А всё это выкинутые на ветер деньги. Так что прежде чем купить машину, нужно подумать: а по карману ли мне её содержание? И уж, если купили, не экономить на обслуживании, используя оригинальные запасные части. Ведь поговорку о скупом, который платит дважды, думаю, все знают и помнят.

- Спасибо за интервью!

Казинформ; 26.08.10