08.02.06

Таможня это фискальный орган, а не орган для проведения экономической политики

Дмитрий Юрьевич, не так давно Герман Греф обещал Президенту бороться с импортом мерами таможенного администрирования. И вот теперь он дал задание таможне уже к маю ввести в действие систему, при которой заявленные цены на ввозимый товар будут сверяться с ориентировочными ценами, закупаемыми у западных независимых оценщиков. Но закупка этих ориентировочных цен по всем товарам слишком затратна, и поэтому Греф дал указание закупить их только по наиболее проблемной группе. Это электроника, бытовая техника, мебель, обувь, меха, кожаные изделия и так далее. А как раз эти товары на российском рынке практически не встречаю конкуренции. В таком случае, разумно ли ограничение этого импорта? Ведь таким образом мы добьемся только того, что вырастут цены и пострадают потребители?

Я бы сказал, что нужно с чего-то начать. И если данная схема будет действовать, если эта схема будет признана работоспособной, то, по всей видимости, тогда и расширение спектра этих товаров с контролируемыми ценами не заставит себя долго ждать. Другой вопрос что основной способ уклонения от уплаты таможенных пошлин состоит в том, что один товар выдают за другой. И здесь вполне возможна такая ситуация, когда тот товар, который ввозится, будет декларирован так, чтобы он не попадал в эти списки. Вообще говоря, при всей затратности изначального полного механизма, он бы действительно прикрывал все лазейки для недобросовестного импорта. А при частичном внедрении данный механизм не может быть адекватно оценен почему он сработал или почему он не сработал. Он может не сработать потому, что механизм был плох, или он может не сработать потому, что он был только частично внедрен. Задача сложная, я не знаю, стоило ли экономить на услугах оценщиков и на закупке этих прейскурантов.

Тут возникает еще один вопрос какая цель в конечном итоге преследуется российской властью, когда они говорят о том, что необходимо ужесточать таможенное администрирование. Это дополнительное наполнение бюджета или же защита прав российских производителей и потребителей?

Мне кажется, что таможня должна решать, прежде всего, фискальные задачи и добиваться решения задачи наполнения бюджета, той части бюджета, которая им дается. Все прочие вопросы, связанные с поддержкой внутреннего производителя, со стимулированием отдельных отраслей и предприятий это уже некий побочный эффект от деятельности таможни. Вполне возможно, что при разработке политики в области таможенного регулирования и вообще внешнеэкономической политики эти цели меняются местами. Но, тем не менее, таможня это фискальный орган, а не орган по проведению экономической политики.

Просто у нас доля таможенных отчислений в бюджет слишком велика. Если посмотреть на развитые страны, то основные сборы в бюджет получаются от подоходного налога. А у нас все наоборот подоходный налог крайне незначителен, зато таможня дает много.

Надо не забывать, что таможня дает еще за счет разного рода вывозных пошлин. А мы, как страна, экспортирующая достаточно большой спектр товаров и довольно много товаров здесь, скорее, речь идет не об обложении таможенной пошлиной импортных товаров, а именно об экспортной пошлине. Я думаю, что экспортные пошлины в данном случае более заметны, это действительно существенная статья наполнения бюджета.

Так может быть, порядок надо наводить именно в этой сфере, а не с импортом бороться?

Так там-то все как раз в порядке.

Не считая только коррумпированности нашей таможни.

Проблему коррумпированности таможни закупкой прейскурантов не решить. Зачем это нужно по импорту понятно. А по экспорту таких проблем нет, потому что все, что вывозимое понятно, откуда вывозится, и сложно нефтедобывающей компании показать, что она вывозит не нефть, а шкурки ондатры.

opec.ru 6 февраля 2005