11.07.18

Участники рынка грузовых перевозок планируют встроиться в цифровые платформы, внедряемые ОАО «РЖД»

Для эффективного развития информационных технологий для железнодорожной логистики необходимо расширение взаимодействия участников рынка и клиентов. Об этом говорили эксперты, пришедшие в издательский дом «Гудок» на круглый стол «IТ-продукты и решения для железнодорожной логистики. Оптимизация процесса грузоперевозок».

В ходе круглого стола, посвящённого внедрению IT-решений в сфере железнодорожной логистики, состоявшегося в Издательском доме «Гудок», представители ОАО «Российские железные дороги» рассказали о планах по введению новых услуг на клиентских сервисах холдинга, в том числе на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» и в Дорожной информационно-логистической системе.

Апгрейд площадки

В плане развития электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» на 2018 год предусмотрена организация на площадке сервиса по международным перевозкам грузов с участием портов возможность оформления заявок на экспортные и транзитные перевозки, реализация механизма торговли лотами, предоставление подвижного состава по маршрутным коридорам на заданный период, совершенствование пользовательского интерфейса.

Первое изменение функционала произойдёт буквально на днях. Клиенты смогут формировать заказ на свободные вагоны операторов. Развитие ЭТП «ГП» идёт в направлении упрощения процедур оформления грузоотправок.

Это позволит привлечь на площадку дополнительный объём подвижного состава, исключить трудозатраты компаний-операторов, связанные с «ручным» формированием ответа на запросы грузоотправителей. Ожидается, что это повысит эффективность использования погрузочных ресурсов, сообщила начальник управления по организации работы электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал ОАО «Российские железные дороги») Наталья Змейкова.

Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» также начал проработку возможности привлечения операторов услуг и экспедиторов Белоруссии, Казахстана и Финляндии для реализации заказов на международные экспортные и транзитные перевозки на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки».

«Комфортность входа на железнодорожную инфраструктуру – это принципиально важный вопрос», – отметил заместитель начальника по развитию Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Евгений Стуров. Специалисты дирекции перед подключением к площадке унифицировали номенклатуру своих услуг и сократили их количество с 2,5 тыс. до 200 единиц. После этого клиентам стало проще выбрать нужную услугу. А также уменьшить время оформления заказа.

Высокая планка для РЖД

Участники рынка также высоко оценивают разработки, используемые ОАО «РЖД», и хотели бы объединить усилия с холдингом. Так, Российский экспортный центр нацелен использовать ресурсы ОАО «РЖД» и его дочерних обществ при создании своего электронного калькулятора логистической ставки. Этот сервис будет готов в 2019 году, анонсировала руководитель проектов по развитию экспортной логистики АО «РЭЦ» Алевтина Кириллова.

Общей выгоде способствует и деятельность рабочей группы в составе Некоммерческого партнёрства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта (НП ГЖТ) и ЦФТО ОАО «РЖД», которая аккумулирует предложения по усовершенствованию ЭТП «ГП» и автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (ЭТРАН). «РЖД готовы слушать участников рынка и работать с их задачами», – отметила президент НП ГЖТ Алёна Зябкина. Она обратила внимание, что потребности грузоотправителей иногда существенно разнятся. По её словам, есть такие взыскательные заказчики, которые хотят видеть всю «картинку» перевозки и аналитики рынка на своём телефоне. «Представляете, до какого уровня мы задираем планку для РЖД!» – сказала она.

Подключение смежников

Свои новые программные продукты грузоотправителям предлагают компании из смежных сегментов, например обеспечения безопасности перевозок. О применении цифровых технологий при обеспечении сохранности груза на круглом столе рассказал заместитель начальника департамента по электронной технике и технологиям АО «ИПК «Страж» Дмитрий Андрюшин. Компания специализируется на разработке и поставке электронных запорно-пломбировочных устройств. С 2014 года было произведено свыше 15 тыс. навешиваний ЭЗПУ на вагоны, контейнеры и автофургоны, сообщается в материалах компании, представленных на круглом столе.

«Устройство состоит из ЗПУ и электронного блока многоразового применения, который его контролирует. В электронном блоке работают три канала связи: GSM для передачи данных, резервный спутниковый канал и короткий канал беспроводной связи для датчиков, влияющих на сохранность груза, например для контроля температуры и влажности. Автономность работы изделия в режиме охраны – 45 дней», – сообщил Дмитрий Андрюшин.

Оптимизация в портах

С помощью информационных технологий железнодорожники также участвуют в расширении узких мест транспортной инфраструктуры – перевалки грузов в портах. Для минимизации потерь от неравномерной погрузки и разгрузки создана Дорожная информационно-логистическая система, которая формирует адресный план подвода поездов на припортовые станции с учётом сменно-суточных графиков работы терминалов, наличия флота у причалов и на рейде, вагонов на станционных и подъездных путях. Пилотный проект внедрён на станции Новороссийск и в Новороссийском морском порту, сообщил заместитель начальника Управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Руслан Киреев.

Выход на новый уровень

С критическим замечанием выступил председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. По его мнению, информационное поле управления перевозочным процессом на сетях холдинга представляет собой «лоскутное одеяло из прикладных систем». Он считает, что главной проблемой является ручное формирование нормативно-справочной информации в разных системах.

Эти выводы опроверг Руслан Киреев. Он указал, что разработка программного обеспечения ведётся централизованно, сами программы имеют необходимое качество.

На другой важный аспект формирование единой цифровой платформы в сфере грузовых перевозок обратил внимание начальник Управления развития ЦФТО ОАО «РЖД» Владимир Петров. Он напомнил, что кроме передачи данных каждого участника в объединённые IT-системы передаются и функции, которые сейчас в закрытом режиме выполняют внутренние логистические подразделения компаний. Этот процесс неминуемо влечёт за собой изменение бизнес-процессов. А это уже относится к компетенции владельцев транспортных компаний. «Вопрос готовности делегировать часть функций – это вопрос не к менеджерам, это вопрос к собственникам бизнеса. Это вопросы другого уровня», – отметил Петров.

В целом круглый стол показал, что важнейшим, но не единственным инструментом взаимодействия грузоотправителей и операторов подвижного состава является ЭТП «Грузовые перевозки». Это подтверждается фактами её работы. За время её функционирования количество собственников вагонов достигло 12, зарегистрированных грузоотправителей – 2650, вагоноотправок – 129 тыс., объём погрузки достиг 8,3 млн тонн.

Мнения

Владимир Петров, начальник управления развития ЦФТО, ОАО «РЖД»:

Планы развития биржевой торговли в правительстве очень большие. Чтобы биржевая торговля происходила в онлайн-режиме, нужно внедрять смарт-контракты, искусственный интеллект, технологии Интернета вещей и распределённых реестров данных – блокчейна. Нужны датчики событий, которые без человеческого фактора подтверждают ход исполнения заказа, нужны умные договоры, необходимы прозрачность по исполнению перевозки и сокращение сроков подготовки перевозочных документов. Эти технологии как нельзя лучше сходятся в биржевой торговле, которая может быть основой экономики. Железная дорога однозначно это может исполнять. Тот факт, что запланировано ежегодное увеличение объёмов перевозки на 3%, говорит, что железнодорожные технологии достаточно хорошо продвинуты и позволяют в условиях инфраструктурных ограничений давать качественный результат.

Андрей Прилуцкий, заместитель начальника отдела автоматизированных систем грузовых перевозок, ОАО «РЖД»:

В рамках программы развития ОАО «РЖД» до 2030 года реализуется проект «Цифровая железная дорога». Его цель – повысить конкурентоспособность холдинга за счёт применения прорывных технологий и современных IT-продуктов.

В числе прорывных проектов, которые входят в «Цифровую железную дорогу», стоит отметить развитие электронной торговой площадки. Проект мониторинга перевозки грузов в режиме реального времени с применением электронно-пломбировочных устройств. Сейчас под эгидой Евразийского экономического сообщества формируется пилотный проект между странами – участницами ЕАЭС. Его цель – сокращение сроков перевозки, повышение прозрачности перевозки, повышение привлекательности транзита и контроль товаров. Также планируется взаимодействие с Федеральной таможенной службой, чтобы фиксировать процесс оформления на таможне документов при получении информации в режиме реального времени при подходе к приграничным станциям. Ещё один проект – по автоматизации складских комплексов.

Евгений Стуров, заместитель начальника по развитию Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, ОАО «РЖД»:

Наши терминалы зачастую не связаны в единый технологический процесс. Они просто входные точки на карте. Исходя из этого у нас остро стоит вопрос информатизации. Нужно связать систему и осуществлять её контроль. В нашей производственной деятельности есть определённый хаос. Если мы его информатизируем, то получим просто информационный хаос. Поэтому мы начали с анализа производственных процессов. Первоочередная задача – прозрачность, понятность процессов, их стандартизация. Комфортность входа на железнодорожную структуру – это принципиально важный вопрос. Мы с коллегами из ЦФТО реализовали вхождение наших услуг на ЭТП «ГП». Мы первое подразделение РЖД, которое реализовало электронную цифровую подпись актов выполненных работ. Дальше необходимо реализовать систему сбора, учёта и контроля первичной документации на самом терминале.

Роман Пермяков, заместитель начальника отдела информационных технологий и автоматизированных систем Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»:

Сегодня во всех сферах ответственности вертикали управления движением процесс принятия управленческих решений возложен в конечном счёте на человека. В зависимости от его опыта и компетенций решение не всегда оказывается оптимальным. Нашей основной задачей развития IT-комплексов является переход от информационного режима к интеллектуальному. Программный комплекс в автоматическом режиме с минимальным участием человека будет формировать управленческие решения. Базовым инструментом для этого является единая интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖДТ). Она должна обеспечить управление всеми фазами перевозочного процесса, от планирования до автоматизации управленческих решений, с использованием возможностей искусственного интеллекта. Техническое задание на реализацию ИСУЖДТ предусматривает разработку и создание интеллектуальных систем для различных горизонтов управления. Особенностью проекта является принципиально новый подход к разработке и согласованию нормативного графика движения поездов. Разработка будет вестись централизованно, автоматически, одновременно как для отдельных участков, так и для всей сети в целом. За счёт этого подхода реализуется задача максимального использования пропускной способности, оптимизации прокладки «ниток» поездов по различным категориям.

Руслан Киреев, заместитель начальника Управления движения Центральной дирекции управления движением, ОАО «РЖД»:

Сегодня имеется ряд факторов, негативно влияющих на эксплуатационную обстановку на полигонах железных дорог, – это неравномерность погрузки, нехватка выгрузочных мощностей, отказ оборудования и так далее. Для минимизации потерь мы разрабатываем информационный продукт с целью интеграции автоматизированных систем нашей компании и морских портов и с целью создания единого информационного пространства для грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей на всём отрезке оказания услуг. Подобные решения уже реализуются как пилотный проект на Северо-Кавказской железной дороге – на станции Новороссийск и в Новороссийском морском порту. Этот продукт формирует адресный план подвода поездов на припортовые станции с учётом сменно-суточного графика работ, терминалов, наличия флота у причалов, на рейде, вагонов на станционных подъездных путях и ряда других факторов. Имеется положительная динамика. В текущем году есть увеличение выгрузки по станции Новороссийск, и она отчасти зависит от реализации программного продукта. У нас предусмотрено развитие этой программы.

Gudok.ru