01.12.17

УФТС по Северному Кавказу нашло нарушения при перевозках цемента по Каспийскому морю

В Минераловодском городском суде началось рассмотрение административного дела, возбужденного Северо-Кавказским таможенным управлением в отношении ООО «Инвест»: по мнению таможенников, компания в 2015 году нарушила законодательство Таможенного союза и России, передав грузовые суда «Торик», «Каспий», «Мысхако» в пользование иностранным компаниям. Представители компании обвинения отвергают, ссылаясь на международное регулирование морских перевозок. Тем временем моряки арестованных судов, которые уже полгода по решению таможни находятся в порту Астрахани, в знак протеста объявили бессрочную голодовку и обратились к врио Дагестана Владимиру Васильеву с просьбой урегулировать ситуацию.

Минераловодский городской суд приступил к рассмотрению административного дела, возбужденного Северо-Кавказским таможенным управлением в отношении ООО «Инвест». Административное дело за «несоблюдение таможенной процедуры» (ч. 2 ст. 6.19 КоАП РФ) было возбуждено 21 апреля 2017 года. Таможенники предположили, что судоходная компания ООО «Инвест» нарушила ст. 279 Таможенного кодекса Таможенного союза, передав «во владение и пользование» иностранным компаниям грузовые суда «Торик», «Каспий» и «Мысхако», совершавшие международные рейсы по Каспийскому морю.

Представитель таможни, выступавший в суде, сослался на договор о перевозке судном «Мысхако» груза ячменя в Иран и доставку в Россию иранского цемента в декабре 2015 года. В общей сложности в перевозке груза из России в Иран было задействовано четыре компании, в том числе иностранная компания «Вестпойнт». В качестве доказательств передачи судов в пользование иностранцам таможенники заявили, что договоры ООО «Инвест» на морские перевозки недействительны, поскольку не содержат необходимых сведений, в частности, о размерах груза и портах назначения. По мнению ведомства, недостоверны указанные в документах грузовые тарифы и в целом договоры эти заключены для «придания легальности» перевозкам. Доказательством того, что судном фактически распоряжалась другая компания, по мнению СКТУ, стало и то, что у двух моряков из команды «Мысхако» в декабре 2015 года отсутствовали отчисления в ПФР.

Правда, на простой вопрос судьи, было ли установлено время и место передачи судна от ООО «Инвест» к «Вестпойнту», представитель таможни ответил отрицательно. Он пояснил, что доказательством передачи судна в ведомстве считают банковский перевод «Вестпойнту» от одной из компаний, которая участвовала в оформлении перевозки груза, так как договоров о передаче судна от ООО «Инвест» к «Вестпойнту» не нашлось.

Представитель ООО «Инвест» Эльдар Буттаев пояснил суду, что сотрудники таможенного управления сделали выводы о передаче судна другой компании на основании того, что иностранный брокер, участвовавший в оформлении груза для доставки его в иранский порт, получил свой процент от сделки. Господин Буттаев считает, что таможенники попытались применить действие Гражданского кодекса России к договорам, в основе которых лежит международное морское право.

Отвечая на претензии таможни по поводу неполных данных в договорах, господин Буттаев пояснил, что договор «Дженкон», по которому работает компания, и который признается во всем мире, носит рамочный характер. Поэтому с учетом особенностей заходов в порты Ирана в документах записывается только направление. Иностранные компании, с которыми заключают договоры фрахтователи, нужны в том числе для того, чтобы решить вопросы об оплате портовых взносов, а в случае с Ираном провести перерасчеты этих сумм в иранских риалах.

О том, что судно «Мысхако» не передавалось в распоряжение никаким другим компаниям, свидетельствует, по словам господина Буттаева, и тот факт, что в судовых книжках команды стоит печать ООО «Инвест» как судовладельца. Это подтвердили суду бывший капитан судна «Мысхако» Тагир Бабаев и старший помощник Магомед Омаров.

На следующем заседании, которое состоится 1 декабря, суд намерен изучить материалы дела, которые легли в основу протокола об административном нарушении, составленном СКТУ.

В свою очередь, дагестанские моряки, которые объявили 26 ноября бессрочную голодовку из-за ареста судов, обратились к временно исполняющему обязанности главы Дагестана Владимиру Васильеву. В видеообращении они заявили, что «из-за беспредела таможни» единственная судоходная компания Дагестана находится на грани банкротства и если ее не спасти, то «весь флот и все моряки Дагестана попросту останутся без работы». Главу республики они попросили донести эту информацию до руководства Федеральной таможенной службы, а если это не поможет, то и до президента России.

Коммерсантъ-Online