28.09.12

Уровень контейнеризации ж/д перевозок в России может увеличиться в 1,7 раза к 2015 году

С 27 сентября в Хельсинки (Финляндия) проходит ХХI пленарное заседание международной ассоциации "Координационный совет по транссибирским перевозкам" (КСТП).

В мероприятии примают участие более 230 делегатов КСТП из 25 стран, среди них руководители и представители министерств транспорта России и Финляндии, железных дорог Финляндии, Австрии, Венгрии, Словакии, Польши, Беларуси, Украины, Франции, Германии, Латвии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Республики Корея и Китая, а также национальных и международных транспортных и экспедиторских ассоциаций, союзов, портов и судоходных компаний.

Выступая перед участниками заседания, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отметил, что усиление конкурентных позиций Транссибирской магистрали как составляющего звена транзитного направления "Восток - Запад" становится одной из важнейших стратегических задач развития железнодорожного транспорта России.

Он привел статистические данные роста объемов перевозок по Транссибу. Так, общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали железнодорожным транспортом в международном сообщении в 2011 году составил 563 тыс. контейнеров ДФЭ, что на 27% больше, чем в 2010 году. По итогам 7 месяцев текущего года по Транссибирской магистрали в международном сообщении перевезено 364,1 тыс. контейнеров ДФЭ (рост - 23%). Вместе с тем, подчеркнул президент ОАО "РЖД", несмотря на довольно значительные темпы прироста в настоящее время по территории России ежегодно перевозится чуть более 1% от общего контейнерного грузопотока в сообщении между Западной Европой и Азией. По его словам, дополнительная выручка только российских транспортных компаний в случае привлечения на Транссиб годового транзитного грузопотока в объеме 600-800 тыс. контейнеров могла бы составить порядка 2 млрд долларов США в год.

В качестве двух приоритетных направлений развития контейнерного бизнеса в России на период до 2020 года Владимир Якунин назвал развитие экспортно-импортных перевозок и реализацию транзитного потенциала.

"При своевременной реализации этих условий уровень контейнеризации железнодорожных перевозок в России может увеличиться, по различным оценкам, в 1,3 или в 1,7 раза к 2015 году. В целом, для железных дорог России среднегодовой прирост может составить от 8 до 10%", - заявил глава ОАО "РЖД".

Эти планы напрямую связаны с вопросами своевременного развития инфраструктуры и расширения пропускных способностей Восточного полигона железнодорожной сети, в частности, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, сообщил Владимир Якунин. Требуемые инвестиции в развитие и обновление инфраструктуры Восточного полигона до 2020 года составляют 1,1 трлн рублей, в том числе Байкало-Амурской магистрали - 737 млрд рублей и восточной части Транссиба - 181 млрд рублей.

Президент ОАО "РЖД" отметил существенную роль КСТП в работе по привлечению транзитных грузов на Транссиб и формированию конкурентоспособных транспортно-логистических продуктов. Так, внедрение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, по его мнению, является единственным успешно реализованным международным проектом по унификации правовых процедур железнодорожных перевозок грузов, обеспечивающим беспрепятственные перевозки по железным дорогам, которые применяют западное и восточное транспортное право.

Среди стратегичиеских проектов по равзитию Транссиба Владимир Якунин выделил проекты по организации курсирования контейнерных поездов в сообщении Китай - Европа и в обратном направлении, которые реализуются ОАО "ТрансКонтейнер", АО "Казтранссервис", FELB и ОАО "РЖД Логистика". В июне 2012 года официально зарегистрировано СП (между ОАО "РЖД Логистика", Schenker China Ltd., АО "Казтранссервис", Chongqing Transportation Holding (Group) Co., Ltd и China Railway International Multimodal Transport Co., Ltd.) по организации контейнерных перевозок грузов по маршруту Чунцин - Дуйсбург.

Наиболее перспективным проектом в сфере увеличения пропускной способности существующей сети глава ОАО "РЖД" назвал формирование нового евразийского коридора от Тихого океана до Словакии и Австрии (проект широкой колеи до Вены). Владимир Якунин сообщил, что акционеры СП приняли решение о проведении следующего раздела ТЭО, Pre-design Study, в результате которого будет зафиксирован маршрут, а также получены необходимые данные по экологии.

Продолжается активная деятельность по развитию транспортно-логистической системы на территории России, Беларуси и Казахстана - стран-участниц Таможенного союза и формируемого Единого экономического пространства (ЕЭП). В конце мая было принято решение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которое получило одобрение на встрече глав правительств государств-участников ЕЭП 15 июня 2012 года. Планируется, что новая компания будет оказывать полный спектр комплексных транспортных и логистических услуг в сфере железнодорожных грузовых и интермодальных перевозок.

Среди перспективных направлений деятельности КСТП Владимир Якунин отметил работу по упрощению пересечения границ. В рамках этого направления осуществляется проект поэтапного внедрения единой системы электронного документооборота. Рабочая группа КСТП по развитию информационных технологий в настоящее время занимается реализацией проекта "Электронный поезд". Внедрение новейших технологий электронного обмена данными между железной дорогой и таможенной службой позволит существенно сократить время доставки транзитных грузов. Второе перспективное направление работы - это формирование адекватных тарифных условий, которые бы делали прозрачной и предсказуемой для клиента конечную стоимость доставки груза. В этой связи задача КСТП заключается, прежде всего, в обеспечении координации деятельности участников рынка при формировании тарифных условий. В качестве третьего направления деятельности КСТП президент ОАО "РЖД" назвал повышение стандартов безопасности транспортировки.

Trans-Port.com