27.04.12

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла конференция на тему: «Опыт развития логистики в Германии и России».

Мероприятие было организовано ТПП РФ и Виртшафтсклуб Руссланд совместно с Минтрансом РФ и Минрегионом РФ при участии Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту и Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике.

От имени Палаты участников конференции приветствовал Президент ТПП РФ Сергей Катырин, отметивший уникальность нынешнего российского-германского мероприятия, заключающуюся в том, что впервые в стенах Палаты проводится конференция, посвященная вопросу логистики.

По словам Сергея Катырина, с Германией у России сложились устойчивые богатые исторические и экономические отношения: более 6 тыс. германских предприятий работают в 83 субъектах РФ; нет ни одной страны-партнера, так широко представленного на российском рынке, подчеркнул глава Палаты. Российский бизнес, сказал Сергей Катырин, также активно работает в Германии: около 3 тыс. российских компаний представлены на немецком рынке.

Россия работает в рамках Таможенного союза, идет процесс формирования Единого экономического пространства, и страна должна стать в текущем году полноценным членом ВТО, отметил глава Палаты. В связи с этим вопросы логистики становятся для российских компаний и их зарубежных партнеров наиболее актуальными: над ними работают как государственные структуры, так и представители бизнес-сообщества.

ТПП РФ не осталась в стороне от этого процесса – в Палате учрежден Комитет ТПП РФ по логистике, констатировал Сергей Катырин. Идет процесс изучения нормативно-правовой базы и иностранного опыта с целью успешного развития логистических схем на территории Российской Федерации, сказал Сергей Катырин.

От имени гостей к собравшимся обратилась председатель Правления Виртшафтсклуб Руссланд Др. Карин фон Бисмарк, отметившая, что организация, которую она возглавляет, была создана в 2010 году. Основной целью деятельности Виртшафтсклуб Руссланд является развитие отношений между Германией и Россией с целью дальнейшего улучшения взаимопонимания между народами обеих стран, отметила Др. Карин фон Бисмарк. В 2011 году организация насчитывала более 2 тыс членов. По мнению главы Виртшафтсклуб Руссланд, нынешнее мероприятие должно упрочить российско-германские торгово-экономические отношения. Затем председатель Правления Виртшафтсклуб Руссланд Др. Карин фон Бисмарк зачитала приветственное письмо участникам конференции посла Германии в РФ Ульриха Бранденбурга, в котором он отметил, что итоги нынешней конференции станут эффективной платформой развития успешных логистических процессов в России.

Далее к участникам конференции обратился заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Олег Еремеев, подчеркнувший, что логистическая тема в свете поставленных Россией новых амбициозных задач развития транспорта чрезвычайно актуальна. По его мнению, Россия пока неэффективно использует сегодня свое политико-географическое положение: требуется развитие современных транспортно-логистических схем, строительство транспортных коридоров.

В качестве примера, он привел проект создания транспортного коридора из Юго-Восточной Азии в Европу через территорию России. Этот амбициозный проект, по его мнению, требует концентрации совместных интеллектуальных усилий многих стран и значительных финансовых затрат.

По словам Олега Еремеева, в осуществлении этого замысла заинтересованы как представители российского бизнеса, так и предприниматели Европы и Юго-Восточной Азии. Значительный опыт немецкой стороны в осуществлении строительства мультимодальных логистических центров чрезвычайно интересен для российских предпринимателей, отметил представитель Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике.

Заместитель министра транспорта Российской Федерации Олег Белозеров посвятил свое выступление стратегии развития транспорта и логистики в Российской Федерации. Он сказал, что взаимодействие в сфере транспорта и логистики является одним из ключевых элементов экономического партнерства и механизма создания общего экономического пространства России и Европейского союза. В число факторов, способствующих развитию мировой торговли, относится рост контейнеризации грузов. В целом в мире уровень контейнеризации грузов достигает 55-60 процентов. Этот показатель растет за счет увеличения грузопотоков, внедрения новых маршрутов и логистических схем.

Уровень развития контейнеризации российских грузов достаточно высок, констатировал представитель Минтранса России. Реализация транспортного потенциала страны, улучшение инвестиционного климата напрямую связана с развитием транспортно-экспедиторской и логистической деятельности в Российской Федерации. Рынок логистических услуг достаточно молод и динамично развивается, отметил Олег Белозеров. В России на период до 2015 года общий стоимостной объем рынка транспортно-логистических услуг должен увеличиться в 2 раза и составить порядка 115 млрд. долларов. Существенно возросли инвестиции в этот вид бизнеса, возросло количество операций и расширился спектр услуг, резюмировал Олег Белозеров.

Свою точку зрения на проблему развития логистических схем в России высказал председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, первый заместитель председателя Комитета по транспорту Госдумы ФС РФ, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, отметивший, что в процессе развития логистики в России решено достаточно много проблем.

При Палате создан Комитет, решающий вопросы логистики товаропотоков. По словам Виталия Ефимова, производительность российских грузовых систем в 2 раза ниже, чем зарубежных. Транзит не идет через российскую территорию из-за недостаточного уровня развития логистики, полагает глава Комитета.

Виталий Ефимов отметил положительный вклад Минтранса России в развитие логистических систем. Построение единого транспортного пространства невозможно без развития логистических схем. Кроме того, считает Виталий Ефимов, при оценке деятельности транспортной отрасли необходимо переходить на понятие «доставки партии грузов», скорости доставки их потребителю. Нынешняя конференция, по его мнению, должна показать российской стороне передовые механизмы построения высокоэффективных логистических схем.

Управляющий директор Германского логистического союза (BVL) доктор Томас Виммер в своём выступлении отметил, что BVL рассматривает логистику не только как совокупность логистических услуг, но и как систему снижения издержек при перевозках промышленных грузов, управление которой возможно лишь при тесном взаимодействии компаний.

BVL, по словам Томаса Виммера, является добровольным союзом германских предприятий, насчитывающим, с учётом австрийской части, более 11 тысячи членов и разделённый на сектора, обменивающиеся между собой опытом и знаниями. Союз проводит не только специализированные мероприятия по обмену опытом и опросы компаний–членов, но и подробное изучение международных рынков с целью отслеживания наиболее современных тенденций на них; одно из представительств BVL работает в Москве.

Председатель Комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев заявил, что логистика является высоко интегрированным процессом управлениями поставками продукта, максимально снижающим издержки. Вступление России в ВТО ставит страну перед многими вызовами, такими, как усиление конкуренции, включение российских компаний в международные логистические цепочки и присоединение к современной модели регулирования логистики. На этом фоне российские логистические компании, работающие на мировых рынках, выглядят и недостаточно большими, и малоразвитыми с точки зрения корпоративного управления.

Чтобы избежать острой фазы конкурентной борьбы, российский транспортный рынок, развитый больше в отношении экспедиторства, чем логистики, и испытывающий нужду в либерализации торговли товарами и услугами, должен активнее внедрять информационно-логистические технологии и развивать мультимодальные перевозки, считает Олег Дунаев.

По развитию логистики Россия сегодня занимает лишь 94-е место в мире, однако сотрудничество с такими ведущими европейскими странами в области логистики, как Германия и Франция, может значительно улучшить наши показатели уже в ближайшее время.

Для преодоления отставания в области логистики России потребуется создать альянсы и консорциумы на глобальном уровне, внедрить логистические стандарты, основанные на международных подходах, развивать инструменты частно-государственного партнёрства, делая упор на программно-целевых проектах. Целью внедрения таких подходов к логистической сфере должно стать создание единой системы логистики, развитие бизнес-сетей, модернизация инфраструктуры регионов страны.

Технологической платформой развития логистики может выступить Торгово-промышленная палата Российской Федерации, заявил Олег Дунаев. В сфере развития Евроазиатского транспортно-логистического коридора (ЕАТК) ТПП РФ может взять на себя функции организатора и координатора проектов, направленных на формирование ЕАТК, центра информационного обеспечения и продвижения эффективных практик в области логистики, заключил Олег Дунаев.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов рассказал о планах развития логистического бизнеса РЖД до 2015 года, в которые вошло строительство терминально-логистических комплексов, охватывающих всю сеть российских железных дорог, развитие контрактной логистики, увеличение контейнеризации перевозок, развития информационных систем, развитие терминалов-хабов по всей сети железных дорог.

Особое внимание ОАО «РЖД» уделяет проекту строительства в Подмосковье транспортно-логистического центра «Белый Раст» (совместно с немецкой компанией «Дойче Бан АГ»), а также развитию московского и санкт-петербургского транспортный узлов. Для реализации проектов ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры необходимо инвестировать в общей сложности более 400 млрд рублей, заключил Вадим Морозов.

После пленарного заседания состоялось две сессии конференции. Первая была посвящена технологии формирования инфраструктуры территориальных транспортно-логистических центров в Германии и России, вторая – механизмам и инструментам координации и мотивации развития логистики в условиях работы России в ВТО.

В рамках дальнейшего обсуждения поднятых на конференции проблемных вопросов развития логистики в России и расширения сотрудничества с немецкими логистическими компаниями по обмену опытом Комитетом ТПП РФ по логистике планируется проведение ряд деловых мероприятий в формате семинаров и «круглых столов». Комитетом рассматривается вопрос проведения на площадке ТПП России ежегодной конференции посвященной вопросам логистики.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации