11.02.09

В ТПП РФ прошли общественные слушания по проекту Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе страны.

Встреча участников внешнеэкономической деятельности с представителями властных структур оказалась полезной и плодотворной. Представители Федеральной таможенной службы, отраслевых министерств, а также законодатели вели прямой диалог, в ходе которого разъяснялись многие вопросы.

Открывая обсуждение, вице-президент Торгово-промышленной палаты России С. Катырин отметил, что обсуждаемый вариант документа пока еще не является окончательным. Сама по себе Концепция пока еще находится в разработке, все высказанные предложения будут выслушаны и проанализированы. И эта тема ставится во главу угла многих совещаний и конференций на высоком уровне – в частности, она была центральной в повестке дня последнего заседания Общественного консультативного совета при ФТС России. И всегда сообщения об этих презентациях Концепции вызывали оживленный резонанс.

Вот и в Торгово-промышленной палате собралось немало заинтересованных участников бизнес-сообщества и представителей госорганов. В докладе начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина подчеркивалось, что основной целью Концепции является обеспечение экономической безопасности страны благодаря совершенствованию таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города страны, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом. Документ призван исключить перемещение по стране товаров, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Необходимо, сказал докладчик, сократить плечо доставки товаров между международными автомобильными пунктами пропуска и потребителем.

А ведь и впрямь знаковой приметой времени стали большегрузные фуры, понуро влекущиеся по узким улицам мегаполисов. Ужели ждут эти товары в укромных бутиках? Да вовсе нет! Просто эти трейлеры оформились в одной таможне, а потом еще должны отправиться в другую местность. Разумеется, когда создавались те или иные таможенные посты, никто и предположить не мог, что такого размаха достигнут внешнеэкономические перевозки. Да и сама транспортная нагрузка на города вообще вырастет… Теперь порой обстановка близится к коллапсу.

Вот почему потребовалось создать сеть складов терминального типа, расположенных вдоль границы и стоящих рядом с многосторонними автомобильными пунктами пропуска. Эти терминалы будут перехватывать транспортные потоки, там будет проводиться таможенное оформление. По окончании всех процедур товары выпускаются в свободное обращение. Владимир Ивин также отметил, что Концепция предназначена как для экспортных, так и импортных товаров. При таможенном оформлении грузов будет широко использоваться Интернет.

Доклад сопровождался наглядными иллюстрациями – слайдами, диаграммами, цифровыми выкладками. Скажем, треть оформляемых таможенниками грузов в России перемещается потом совсем в иные регионы, порой существенно далеко отступающие от тех терминалов, где оформлялась необходимая для легализации товара документация. Территория страны буквально опутана паутиной путей доставки, представляющих собой довольно-таки изломанный маршрут. Вот и напрашивается вывод – создать сеть таможенно-логистических терминалов, своего рода «второй рубеж» обеспечения экономической безопасности страны. И если товары, еремещаемые морским транспортом, в основном оформляются на «первом рубеже» – в портах (95 процентов), самолетами – на аэродромах (82 процента), железной дорогой – на пограничных станциях (85 процентов), то проблемным в основном остается только лишь автотранспорт. Этим-то перевозкам и уделено первоочередное внимание в обсуждаемом документе. Ведь и вправду не дело это, когда внутри страны оформляется до шестидесяти процентов импорта – две трети!

В сущности, мало бы кто стал спорить с этими вполне здравыми и экономически обоснованными суждениями. Но есть «но», и не одно: ведь имеющаяся таможенная инфраструктура складывалась десятилетиями, и самое главное, что как раз именно в больших городах сконцентрировались наиболее опытные кадры, а любое переустройство предполагает основательные перетасовки сил и средств. Тут придется зачастую, что называется, резать по живому. Так что в том числе и эти соображения повысили градус дискуссии, которая разгорелась после того, как был внимательно выслушан доклад Владимира Ивина.

Первыми в бой ринулись представители госструктур. Например, Валентина Косенко, выступая от имени Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, обратила внимание на необходимость уделить значительное внимание лекарственным средствам как специфическому виду товара. Лекарства требуют обязательного декларирования качества, а также специфических условий доставки и хранения. В связи с этим необходимо соблюсти эти требования при создании новых терминалов вдоль границы, а также предусмотреть присутствие на складах квалифицированного персонала по контролю за качеством лекарств. А заместитель начальника Управления государственных услуг Агентства по информационным технологиям Игорь Загорский ратовал за усиление роли современных информационных технологий. Они могут явиться одним из локомотивов претворения Концепции в жизнь. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность документирования таможенно-ло-гистических процессов.

Точку зрения бизнес-сообщества по этому вопросу представил представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Михаил Савин. На его взгляд, Концепция затрагивает вопрос организации международных автоперевозок. Удаленность получателя от мест таможенного оформления в условиях отсутствия действенных механизмов электронного декларирования может увеличить время выпуска товара в свободное обращение в местах его декларирования. По итогам 2007 года с применением современных технологий было оформлено немногим более четырех процентов товаров. Оптимизация перевозок диктует необходимость тщательного анализа пропускной способности имеющейся сети автодорог, учета их возможной перегрузки в связи с переориентированием грузовых потоков. Важно подытожить и стоимость затрат на реализацию концепции.

С большим интересов выслушали собравшиеся сообщение руководителя Комитета по внешнеэкономической деятельности и таможне общественной организации «Опора России» Леонида Лозбенко. Он призвал заинтересованные ведомства активней работать с таможенной службой с целью улучшения концептуального документа, ведь задача бизнес-сообщества прежде всего – взаимодействовать с министерствами и ведомствами, чтобы уменьшить затраты.

Концепция должна приносить максимальный экономический эффект. Необходимо выстраивать отношения в этом вопросе с сопредельными государствами, а также определить роль таможенных брокеров. Тысячи брокеров могут потерять работу, а ведь никто еще не доказал, что они олицетворяют собой бесполезное звено в околотаможенной сфере. Так что это до сих пор во многом коренной вопрос – нужны таможенные брокеры или нет.

Транспорт и таможня – близнецы-братья, и веское слово заместителя министра транспорта Евгения Моск-вичева заставило многих всецело обратиться в слух. Да, Минтранс уйдет с таможенной границы, транспортный контроль впредь будет осуществляться на федеральных трассах выборочно. Поэтому в Концепции должна быть отражена необходимость обеспечения эффективной и высококачественной доставки товара потребителю. В связи с этим остро стоит вопрос оборудования дорог в соответствии с европейскими стандартами. И то верно: если найдут защиту от дурака, то пора уже в который раз подумать и о дорогах, дабы большегрузный автотранспорт перемещался по автотрассам не только быстро, но и безопасно.

Высказались практически все, кто хотел, и тут все снова посмотрели вопросительно на начальника Аналитического управления ФТС России. Владимир Ивин дополнил своими комментариями замечания специалистов и заметил, что вдобавок к существующей инфраструктуре необходимо обустроить около сорока таможенно-логистических терминалов вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска. Стоимость объектов составит девять миллиардов рублей, а окупятся они лет за пять. Пропускная способность терминалов составит до двух тысяч единиц большегрузного автотранспорта в сутки. В настоящее время ФТС России согласовала концепцию с ФСБ, Росграницей и Минздравом, а также с рядом других министерств и ведомств. Готовится отдельная Федеральная целевая программа с целью определения сроков и объемов финансирования создания необходимой инфраструктуры вдоль таможенной границы.

Подводя итоги встречи, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин отметил, что все высказанные замечания и пожелания будут переданы в ФТС России для дальнейшей работы.

Досье «Таможни»

Поручение о подготовке Федеральной целевой программы в процессе реализации Концепции переноса таможенного оформления к границам России было дано таможне по итогам состоявшегося в конце ноября 2008 года заседания Государственной пограничной комиссии под председательством премьер-министра Владимира Путина. Соответствующее поручение было также дано и Минэко-номразвитию. Финансирование программы, по предварительной оценке, оставит минимум девять миллиардов рублей. От девяти до двенадцати миллиардов – до 2020 года. Эти деньги будут в основном истрачены на строительство таможенных терминалов вдоль границы страны.

В первой половине 2009 года будет завершен расчет цифр Федеральной целевой программы, одновременно с этим будет внесена ясность в задачи по обустройству границы в районах железнодорожных пунктов попуска.

Журнал "Таможня" 11.02.09