11.11.09

Внедрение концепции таможенного оформления возле госграницы и другие особенности таможенного регулирования - Интервью президента РАТБ "Северо-Запад"

С начала нынешнего года в системе оформления грузов, пересекающих государственную границу, произошел ряд изменений, наиболее обсуждаемое из которых - это предложенная Федеральной таможенной службой Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе России.

Данный документ предусматривает создание таможенно-логистических комплексов (ТЛК), которые должны быть созданы около границы и принимать на себя основные транспортные потоки. Предполагается, что терминал будет состоять из зоны таможенного контроля, накопительной площадки и административных зданий, и создаваться все это должно на началах государственно-частного партнерства.

О том, что получается на практике в реализации данного документа, а также вследствие других изменений в государственной политике, корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал президент Региональной ассоциации таможенных брокеров "Северо-Запад" Владимир Игнатьев.

ИА REGNUM Новости: Владимир Николаевич, назовите наиболее проблемные моменты в реализации Концепции.

Во-первых, непонятно, кто будет выступать в качестве партнера от государства в частно-государственном партнерстве - Росграница? Ростэк? Органы местной власти и управления? Сам механизм партнерства разработан только для строительства, и здесь тоже проблем больше, чем достаточно. Во-вторых, не определены функции приграничных ТЛК - то ли это только выпуск грузов по предварительным ГТД (грузовая таможенная декларация - ИА REGNUM Новости), что, кстати, было бы логично и понятно, то ли это место, куда выносятся все "непрофильные" (кроме таможни и пограничников) государственные контролирующие органы, что тоже было бы понятно и логично, так как значительно ускорило бы работу пунктов пропуска: есть вопросы - отправляйся на ТЛК, нет вопросов - открывается процедура доставки. Только надо определиться...

В-третьих, не ясен до конца статус ТЛК - с одной стороны, он не должен являться территорией пункта пропуска, так как там предусмотрен выпуск грузов и транспортных средств в свободное обращение, с другой - в случае расположения там других контролирующих органов - ТЛК решает задачи пункта пропуска по ветеринарному, фитосанитарному и пр. видам контроля. В-четвертых, непонятно отношение бизнеса к этой проблеме - вроде бы многие кричат о том, как это плохо, и в то же время начались активные "шевеления" по скупке земель в приграничных районах именно под ТЛК.

ИА REGNUM Новости: Вы говорили, что в Концепции есть и положительный момент - возможность высвобождать часть грузов на границе. В чем преимущества этой возможности? Некоторые участники рынка утверждают, что водители - экспедиторы не любят возить растаможенные фуры и контейнеры, так как это дает возможность сотрудникам ГИБДД досматривать их.

Положительный момент заключается именно в появлении возможности выпуска товаров и транспортных средств на границе (раньше такой возможности просто не было), другой вопрос - куда заведет таможенное администрирование в этой области. На наш взгляд, решение о том, растаможивать груз на границе или нет, должно быть за грузовладельцем. Понятно, что это решение зависит от целого комплекса элементов, в том числе и тех, о которых вы говорите, но ведь вопрос стоимости в логистике тоже не последний, правда? Главное, чтобы решал этот вопрос грузовладелец, а не таможенники - такое ведь тоже возможно.

ИА REGNUM Новости: Ассоциация таможенных брокеров предлагала дать возможность грузовладельцу самому выбирать место таможенной очистки грузов в случае предоставления предварительной электронной декларации.

Мы предложили простой и понятный порядок - есть предварительная грузовая таможенная декларация (ГТД) - причем электронная - возможен выпуск на границе. Именно возможен, т.к. решение должен принимать грузовладелец. Есть риски (или грузовладелец не принимает решения о выпуске на границе) - эта же предварительная ГТД становится транзитной декларацией и открывается процедура доставки груза далее под таможенным контролем.

ИА REGNUM Новости: В январе нынешнего года Федеральная таможенная служба ограничила список организаций, которые могут выдавать гарантии на деятельность таможенным брокерам. В результате, в России резко сократилось число брокеров, а на Северо-Западе?

(Справка ИА REGNUM Новости: В январе 2009 года ФТС провела реформу системы поручительств таможенных брокеров. Ранее в качестве гарантии обеспечения собственных финансовых обязательств брокер мог внести на счет службы 50 млн. рублей, или предоставить банковскую гарантию на эту же сумму, или предоставить в ФТС поручительство.

Наиболее популярна была система поручительств. Их выдавали четыре организации: ООО "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных брокеров, некоммерческая организация "Совет ветеранов таможенной службы" и ФГУП "Ростэк" (подразделение ФТС). С января в списке возможных поручителей остался только "Ростэк", с остальными структурами таможенная служба разорвала соответствующие соглашения)..

Количество таможенных брокеров на Северо-Западе сразу уменьшилось в два раза, но затем постепенно стало расти за счет получения банковских гарантий. Кроме того, в некоторых банках увеличилась стоимость обслуживания банковских гарантий, хотя само по себе обслуживание банковской гарантии уже дороже обслуживания договора поручительства.

ИА REGNUM Новости: Говорят, за последнее время цены на таможенно-брокерские услуги выросли в 10 раз.

Возможно, в Москве, где помимо всего прочего наблюдается еще и сокращение складов временного хранения, совмещенных с таможенными постами, цены и выросли в 10 раз, однако не за брокерские услуги, а за услуги складов.

ИА REGNUM Новости: Оцените, пожалуйста, эффективность введения системы электронного декларирования.

На практике электронное декларирование сейчас более затратно, но это временно. Проблема здесь в том, что из-за низкого объема декларирования через Интернет (а только декларирование через Интернет можно называть электронным, т.к. в случае декларирования "по шнурку", то есть по выделенным каналам связи, таможенные органы все равно в подавляющем большинстве случаев требуют бумажный вид документов), достаточно плохо идет отработка всех процессов - например, требование дополнительных документов, выставление на досмотр. Кроме того, еще не отложился ни у кого в сознании тот факт, что документы в бумажном виде значительно легче подделать, чем электронные, заверенные электронно-цифровой подписью.

Еще один момент - пока плохо анализируются протоколы информационного обмена, а здесь есть очень большая почва для анализа: и по времени оформления и по правомерности (необходимости) затребования тех или иных документов.

Думается, этот процесс необратимо ведет к созданию региональных центров таможенного оформления, что позволит, наконец, разделить "руки" и "голову" в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. ИА REGNUM Новости: Можно ли говорить о том, что с начала года порядок проведения процедур на границе ужесточился?

Ужесточился порядок оформления в целом - в связи с падением объемов внешней торговли ФТС ведет целенаправленную работу по повышению собираемости таможенных платежей. Ожидается дальнейший рост количества судебных тяжб.

ИА REGNUM Новости: Высказываются идеи о том, что таможенная служба не должна осуществлять функции по сбору денег и наполнению бюджета, этим должны заниматься другие ведомства. Насколько жизнеспособна эта инициатива?

Идея не нова. Возможно, в этом есть свой смысл - появляется единая база для налогообложения. Во всяком случае, не будет необходимости взыскивать НДС при таможенном оформлении - какой может быть НДС, если добавленной стоимости еще нет как таковой? Но это требует реструктуризации как таможенных органов, так и налоговых. Вопрос в том, насколько это будет оправдано в условиях кризиса.

Справка ИА REGNUM Новости: Региональная ассоциация таможенных брокеров "СЕВЕРО-ЗАПАД" является некоммерческой организацией, не имеющей целью извлечение прибыли. Берет своё начало с Зональной Ассоциации Таможенных Брокеров "Пулково", учредителями которой являлись 11 организаций - таможенных брокеров, работающих в зоне действия Пулковской таможни. В соответствии с Уставом ассоциации, основные ее цели - это содействие развитию предпринимательской деятельности в области таможенных услуг, представления и защиты общих имущественных интересов членов Ассоциации, формирование современной инфраструктуры таможенных услуг.

В настоящее время в Ассоциации состоят 42 компании. В общей сложности в Северо-западном регионе работают порядка 70 компаний. На сегодняшний день на Северо-Западе уже существует два ТЛК - на МАПП "Торфяновка"(Выборгская таможняи на МАПП "Бурачки" (Себежская таможня).

REGNUM; 11.11.09