14.12.07

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина на 58-й сессии Политической комиссии Всемирной таможенной организации

Уважаемый Председатель!

Уважаемый Генеральный секретарь!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотел бы присоединиться к словам благодарности в адрес наших казахстанских коллег за теплый прием и замечательную организацию нашего заседания и пребывания на гостеприимной казахстанской земле.

Хотел бы также поздравить Вас, господин Генеральный секретарь, с отличным докладом, отражающим большой объем работы, проделанной за минувшие полгода, и привлечь внимание к следующему.

С учетом меняющихся особенностей развития мировой торговли, ее бурного роста и понятных тенденций к поиску наиболее эффективных транспортно-логистических развязок существенно повышается роль и ответственность таможенных администраций в деле создания системы эффективного таможенного администрирования товаротранспортных потоков. Любая внешнеторговая сделка имеет, минимум, две стороны – поставщика и получателя, которые находятся в разных государствах под контролем разных таможенных служб. При этом данные, передаваемые от одного субъекта внешнеторговой сделки другому, в нашем понимании должны дублироваться передачей данных от одной таможенной службы – другой, и, стало быть, эти данные должны быть однозначно воспринимаемы всеми. Это – подходы, заложенные в основу Рамочных стандартов безопасности, которые приняты в том числе Россией.

Признавая за Всемирной таможенной организацией роль локомотива развития таможенного дела во всем мире, таможенные администрации разных стран «сверяют свои информационно-технические часы» с теми рекомендациями и универсальными инструментами таможенного администрирования, которые рекомендует ВТО. Одним из наиболее действенных инструментов, можно сказать, «стержнем интеграции» таможенных администраций в области информационных таможенных технологий является разрабатываемая и сопровождаемая ВТО Модель таможенных данных. Сверяясь с ней, любая таможенная администрация (естественно при наличии соответствующего аппаратного обеспечения) может создать национальную таможенную информационную систему, совместимую с информационными таможенными системами других государств. В этом – уникальная потенциальная роль ВТО как разработчика подходов в области унификации таможенной деятельности в мировом масштабе, и за это мы все ей признательны.

В этом контексте хотел бы информировать о том, как таможенная администрация России взаимодействует со своими основными партнерами в области информационных технологий.

Белоруссия. Начиная с 1995 года ввод в информационную систему таможенной службы России сведений, необходимых для открытия процедуры транзита товаров, перемещающихся в Россию через Белоруссию, осуществляют белорусские таможенные органы. Казахстан и Украина. Имеются договоренности и уже осуществляется информационный обмен, хотя пока что не настолько продвинутый. Имеются договоренности об осуществлении информационного обмена с Индией, Китайской Народной Республикой, Монголией.

Поскольку более 50 процентов торгового оборота России приходится на страны-члены Европейского союза, особое значение мы придаем договоренностям с Комиссией Европейских сообществ и странами-членами ЕС. Согласно этим договоренностям, с января 2009 года начнется обмен предварительной электронной информацией о товарах, перемещаемых во взаимной торговле по процедуре TIR. Этот проект, реализуемый с участием в настоящее время 12 стран-членов ЕС, охватит на начальном этапе около 70% всего объема товаров, перемещаемых в Россию из ЕС автомобильным транспортом. На следующем этапе проект заработает в обратном направлении: Россия - Европейский союз. Сейчас нами практически согласованы пользовательские требования к программному продукту, будем приступать к согласованию функциональных спецификаций. Осуществление такого информационного обмена позволит:

- за счет упрощения таможенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности существенно уменьшить очереди в автомобильных пунктах пропуска на границе России со странами-членами ЕС, а также - за счет применения системы управления рисками более эффективно предупреждать и пресекать таможенные правонарушения.

Знаем об экспериментах в области информационного обмена, предпринимаемых на двусторонней основе коллегами из Европейского союза и Китайской Народной Республики, коллегами из Соединенных Штатов Америки.

Считаем, что общее дело только выиграло бы, если бы проекты подобного рода осуществлялись не на новых и новых, изобретаемых всякий раз подходах, а на универсальных международных ВСЕМИРНЫХ стандартах. Здесь слово, конечно же, - за ВСЕМИРНОЙ таможенной организацией. Считаем, что усилия, предпринимаемые Секретариатом ВТО в этом направлении, заслуживают всемерной поддержки. Это первое.

И второе – сопоставимость данных статистики внешней торговли. Российская Федерация уже поднимала этот вопрос на сессии Совета Всемирной таможенной организации в июне 2007 года. Действительно, имеются стандарты, разработанные и принятые в рамках Организации Объединенных Наций. Однако эти стандарты являются весьма общими, базовыми. Они оставляют неурегулированной значительную надстроечную часть. Для реального сопоставления данных статистики внешней торговли нам всякий раз приходится вести дополнительные обсуждения с коллегами из таможенных служб других государств, которые, так же как и таможенная служба России, наделены необходимой компетенцией, по состыковке этой надстроечной части. Это занимает много времени и не способствует быстрому выявлению рисков в торговле между теми или иными государствами. Просили бы Секретариат подумать об инициации этой проблемы в рамках Всемирной таможенной организации, либо, быть может, перед Организацией Объединенных Наций.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба ФТС РФ 14.12.07