Приказ ФТС РФ № 1229 от 2005-12-27 00:00:00

О решении коллегии ФТС России от 25.11.2005 О практике работы таможенных органов Северо-Западного таможенного управления по соблюдению таможенного законодательства

Объявляю решение коллегии ФТС России от 25 ноября 2005 года О практике работы таможенных органов Северо-Западного таможенного управления по соблюдению таможенного законодательства (приложение). Приказываю:
1. Начальникам главных управлений и управлений ФТС России начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить установленные сроки безусловное выполнение поручений, предусмотренны настоящим решением коллегии ФТС России. Координацию деятельности по реализации данного решения поручить Правовому управлению ФТС России.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен провести анализ положения дел с соблюдением таможенного законодательства таможенных органах и в течение первого полугодия 2006 года обсудить данных вопросы на заседаниях коллегий региональных таможенных управлений собраниях таможен.
3. Северо-Западному таможенному управлению (П.В.Корчажкин) до 01.07.2006 направить в Правовое управление ФТС России информацию о мерах принятых по устранению недостатков, отмеченных в прилагаемом решении коллегии ФТС России.
4. Правовому управлению (Г.В.Баландина) до 15.12.2006 направить Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) информацию об исполнении поручений коллегии ФТС России принадлежности вопросов.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф.Азарова.

Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Е.Жерихов

Приложение
к приказу ФТС России
от 27.12.2005 1229

Федеральная таможенная служба

Решение коллегии ФТС России от 25.11.2005 О практике работы, таможенных органоп Северо-Западного таможенного управления по соблюдению таможенного законодательства

Заслушав и обсудив доклад начальника Северо-Западного таможенного управления П.В. Корчажкина О практике работы таможенных органов Северо-Западного таможенного управления по соблюдению таможенного законодательства , содоклады начальника отдела рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления ФТС России В.В.Егиазаровой, заместителя начальника Правового управления ФТС России А.А.Наумова и начальника Управления таможенных расследований и дознания ФТС России А.А.Шабунина, коллегия ФТС России отмечает.
После вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации таможенными органами проведен комплекс мероприятий по реализации его положений. При этом активизировалась работа по соблюдению законодательства при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления, проведении оперативно-розыскных мероприятий, расследовании и дознании.
Изменения таможенного законодательства отразились на правоприменительной и судебной- практике региональных таможенных управлений. Для единообразного понимания и применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации проведено обучение должностных лиц таможенных органов, состоялись встречи и совещания с представителями бизнеса, судьями и работниками прокуратуры Больше стало уделяться внимания повышению законности в деятельности таможенных органов, повышению эффективности и объективности рассмотрения вышестоящими таможенными органами жалоб организаций и граждан.
Однако уровень состояния законности в деятельности таможенных органов по-прежнему является недостаточно удовлетворительным, о чем свидетельствует количество и характер подаваемых в вышестоящие таможенные органы и судебные инстанции жалоб, а также результаты их рассмотрения.
За 9 месяцев 2005 года таможенными органами было рассмотрено 925 жалоб лиц и протестов прокуроров на решения в сфере таможенного дела и 1326 жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях.
Северо-Западным таможенным управлением (СЗТУ) было рассмотрено 99 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, что составляет-11% от общего количества таких жалоб по Российской Федерации; 261 жалоба лиц и протест гро^урорив на постановления по делам об административных правонарушениях (20%). За этот же период времени в суды подано 2143 заявления, связанных с обжалованием решений (включая постановления о привлечении к административной ответственности), действий (бездействия) таможенных органов СЗТУ, что выше аналогичного показателя 2004 года в 2,3 раза.
По результатам рассмотрения жалоб и протестов вышестоящими таможенными органами в СЗТУ признано неправомерными 44% решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, в то время как в целом по России этот показатель составляет 36%. По делам об административных правонарушениях в СЗТУ отменено 60% постановлений (по России - 59%).
Все это свидетельствует о многочисленных нарушениях либо несоблюдении норм законодательства в таможенных органах управления.
Наибольшее число нарушений допускается таможенными органами при исчислении и взимании таможенных платежей. При принятии решений по таможенной стоимости не уделяется должного внимания анализу условий внешнеторгового договора и иных коммерческих документов, правовой аргументации принимаемых решений об уточнении и о корректировке таможенной стоимости. Не всегда выполняется установленная Таможенным кодексом Российской Федерации процедура принудительного взыскания таможенных платежей, в том числе сроки выставления требований об их уплате. Вместо нее путем чрезмерного использования административных механизмов участники внешнеэкономической деятельности и граждане понуждаются к уплате таможенных платежей в псевдодобровольном порядке.
Нарушения таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов зачастую обусловлены слабым знанием действующих нормативных правовых актов, а порой умышленным нарушением их требований, в том числе из корыстных побуждений.
По делам об административных правонарушениях массовый характер имеет необоснованное возбуждение дел об административных правонарушениях, неправомерное привлечение лиц к административной ответственности, неполнота административного производства, неверная квалификация правонарушений, нарушения прав лиц, привлекаемых к ответственности.
Причинами нарушений законодательства об административных правонарушениях являются недостаточное взаимодействие таможенных постов и функциональных отделов с отделами административных расследований, слабое знание законодательства Российской Федерации должностными лицами подразделений таможенного контроля и таможенного оформления, иных функциональных отделов, преждевременное возбуждение дел без проведения предварительной проверки, уклонение от принятия решений о прекращении производства по незаконно возбужденным административным делам.
Каждая удовлетворенная жалоба, а тем более ряд жалоб на однотипные нарушения являются свидетельством недоработок таможенных органов. Однако таможенные органы, допустившие нарушения, не учитывают их в дальнейшей деятельности, что ведет к повторным нарушениям и повторным жалобам.
Значительного совершенствования требует и сама работа по организации рассмотрения жалоб на решения в сфере таможенного дела.
В Северо-Западном и других региональных таможенных управлениях слабо реализуется комплекс мер, направленных на повышение авторитета ведомственного обжалования, в том числе путем освещения в средствах массовой информации порядка обращения с жалобами в вышестоящие таможенные органы, результатов правоприменительной практики по их рассмотрению.
Акция На что жалуетесь? , проведенная ФТС России в Санкт-Петербургской таможне в 2005 году, показала, что не всегда участники внешнеэкономической деятельности готовы реализовать свои претензии к таможенным органам путем обжалования их неправомерных решений. Участники ВЭД и граждане в большей степени доверяют судам, считая их более независимыми и объективными.
Рассмотрение жалоб на решения таможенных органов должно осуществляться исключительно специально созданными подразделениями правовой службы региональных таможенных управлений (отделами рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела и контроля за соблюдением законности при привлечении к административной ответственности) с последующим принятием решений непосредственно начальниками региональных таможенных управлений (РТУ) либо их заместителями по правовой работе. Продолжающаяся в Южном таможенном управлении практика передачи жалоб для рассмотрения в функциональные подразделения (отдельные факты рассмотрения жалоб заместителями, курирующими соответствующее направление деятельности, имеют место и в Уральском таможенном управлении) недопустима.
Жалобы на решения в сфере таможенного дела не должны рассматриваться правовыми службами без участия функциональных подразделений РТУ. Принципиально важно организовать' взаимодействие данных подразделений, направленное на объективное, профессиональное и эффективное рассмотрение жалоб.
Начальники большинства РТУ недостаточно уделяют внимания рассмотрению жалоб. Прямой обязанностью начальника РТУ является принятие решение, когда правовой и функциональным службам не удается выработать единую позицию по жалобе.
Слабой остается работа СЗТУ и других региональных таможенных управлений по выявлению причин и условий, порождающих нарушение законодательства, а меры, направленные на устранение таких нарушений, на сокращение числа обоснованных жалоб, не принимаются вообще.
Низким по сравнению с показателями ФТС России и РТУ остается уровень удовлетворяемости жалоб на решения в сфере таможенного дела в таможенных органах низового звена, что свидетельствует о недостаточно объективном рассмотрении жалоб. Так, за 9 месяцев 2005 года ФТС России удовлетворено 60% жалоб, РТУ - 44% (ЮТУ - 13%), таможнями - 18%.
Данные показатели характерны для всех таможен, что свидетельствует о стремлении поддержать честь мундира , переложить отмену незаконных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц на суды и вышестоящие инстанции таможенной службы. Это усиливает недоверие участников ВЭД и граждан к таможенным органам, а также к продекларированным в Таможенном кодексе Российской Федерации принципиальным положениям, таким как содействие бизнесу, облегчение торговли, оптимизация таможенного контроля и другие.
Одним из главных индикаторов состояния работы таможенных органов по соблюдению таможенного законодательства является судебная практика.
Доля судебных решений по искам (заявлениям) к таможенным органам, подчиненным СЗТУ, принятых не в пользу последних, по отношению к общему количеству споров, рассмотренных судами по указанным искам (заявлениям), составила 69,2%, что является худшим показателем среди всех РТУ. Наибольшее количество судебных актов, вынесенных не в пользу таможенных органов, приходится на Балтийскую (383) и Санкт-Петербургскую (276) таможни. Более того, наблюдается тенденция к ухудшению данного показателя в регионе деятельности СЗТУ (2004 год - 64%, 1 полугодие 2005 года - 64,9%, 9 месяцев 2005 года - 69,2%). Для сравнения - в Центральном таможенном управлении (ЦТУ) этот показатель равен 49,1%, Уральском (УТУ) - 49,3%, Приволжском (ПТУ) - 51,9%, ЮТУ - 57%, Сибирском (СТУ) - 57,4%, Дальневосточном (ДВТУ) - 58%, в Шереметьевской таможне - 86,7%.
За 9 месяцев 2005 года судами были' вынесены решения не в пользу таможенных органов по 3764 делам на сумму 3605,9 млн. рублей. При этом 37% (1388 дел), рассмотрено не в пользу таможенных органов, подчиненных СЗТУ. Из них основная сумма приходится на Балтийскую (564,6 млн. руб.) и Санкт-Петербургскую (412,6 млн. руб.) таможни. (СТУ - 14,7%, ЦТУ - 13,3%, ПТУ -10,5%, ДВТУ - 10,2%, ЮТУ - 9%, УТУ - 4%, Шереметьевская таможня - 1%).
В связи с этим результаты судебной работы Балтийской и Санкт-Петербургской таможен оказывают существенное негативное влияние на общие результаты деятельности ФТС России и свидетельствуют о серьезных недостатках и несоблюдении таможенного законодательства.
Основными категориями судебных споров, по которым судебные акты (судебные постановления) принимаются не в пользу таможенных органов, являются:
споры об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности. За 9 месяцев 2005 года судами приняты решения не в пользу таможенных органов в 1373 случаях на общую сумму 756,6 млн. рублей, что составляет 60 % всех рассмотренных дел этой категории. В СЗТУ этот показатель составляет 49%. Судебными актами признаны незаконными 382 постановления, вынесенных таможенными органами, подчиненными СЗТУ, на сумму 253,6 млн. рублей, что составляет 28 % от всех постановлений таможенных органов, признанных судами незаконными Из этого числа незаконных постановлений таможенных органов, подчиненных С3ТУ, 81 принято Сыктывкарской таможней, 56 - Санкт-Петербургской таможней, 44 -Балтийской таможней;
споры, связанные с определением и контролем таможенной стоимости товаров. За 9 месяцев 2005 года в целом по ФТС России судами были приняты решения не в пользу таможенных органов по 1221 делу (87% от рассмотренных дел по данным спорам), в результате чего были признаны незаконными 5486 решений о корректировке таможенной стоимости на сумму 882,8 млн. рублей, из которых на долю таможенных органов, подчиненных СЗТУ, приходится 4530 решений на сумму 556, 5 млн. рублей, что составляет 83% от всех решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, признанных судами незаконными. Только у Балтийской таможни судами признаны незаконными 4116 таких решений на сумму 446,7 млн. рублей.
По судебным решениям, принятым за 9 месяцев 2005 года по спорам о возмещении вреда (убытков), причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и/или их должностных лиц, с казны Российской Федерации подлежит взысканию почти 60 млн. рублен (в 2004 году - 97 млн. рублей).
Основными причинами принятия судами решений не в пользу таможенных органов являются допущенные должностными лицами таможенных органов нарушения норм материального и процессуального законодательства Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и проведения таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях.
Коллегия отмечает, что контроль за исполнением подчиненными таможенными органами приказа ФТС России от 28.12.2004 448 О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в1 пользу таможенных органов со стороны ряда РТУ фактически сводится к констатации причин, по которым решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц судами признаны незаконными, а не к их устранению.
Об этом свидетельствуют и результаты работы таможенных органов за 9 месяцев 2005 года. Складывающаяся негативная судебная практика требует особого внимания со стороны руководства таможенных органов.
Активизируется работа по соблюдению уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Таможенными органами Российской Федерации за 9 месяцев 2005 года возбуждено 2424 уголовных дела о преступлениях, отнесённых к их компетенции, что на 12,7 % больше, чем за аналогичный период 2004 года (2151 уголовное дело). В Северо-Западном регионе за 9 месяцев 2005 года по преступлениям, совершенным в таможенной сфере, возбуждено 509 уголовных дел, что практически в 2 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года (255 уголовных дел).
В то же время уменьшается количество уголовных дел, направленных в суд с обвинительным актом. За девять месяцев 2005 года таможенными органами в суд направлено 77 (3 %) уголовных дел, за аналогичный период 2004 года - 109 уголовных дел (порядка 6 %).
В Северо-Западном регионе в 2005 году из 509 уголовных дел в суд направлено 7 (за аналогичный период прошлого года 6 из 255).
ЭТО, как правило, результат низкого качества подготовки материалов, передаваемых в подразделения дознания и недостатки, допускаемые дознавателями при проведении доследственных проверок.
Коллегия отмечает, что несмотря на то, что результаты работы правоохранительных подразделений таможенных органов СЗТУ в текущем году несколько возросли (65 % всех уголовных дел возбуждено по оперативным материалам, по России - 61 %), ими не в полной мере используются имеющиеся оперативные силы и средства в целях получения упреждающей информации и ее реализации.
Несоблюдение в полном объеме требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК России) приводит к неустановлению на этапе проверки места, времени и способа совершения преступления, перевозчиков товаров, декларантов и иных свидетелей правонарушения, несвоевременности проведения процессуальных действий, например, назначению экспертизы, и, как итог - к невозможности осуществить производство по делу в установленные законом сроки с надлежащим качеством, к утрате судебных перспектив, принятию необоснованных процессуальных решений, которые в дальнейшем отменяются надзирающими прокурорами.
За 9 месяцев 2005 года таможенными органами возбуждено 47 205 дел об административных правонарушениях, а за аналогичный период прошлого года -58 445. В целом по таможенной системе отмечается снижение количества возбужденных дел об административных правонарушениях на 20%. Тенденция снижения выявления административных правонарушений характерна и для таможенных органов СЗТУ. За 9 месяцев 2005 года возбуждено 10 580 дел об административных правонарушениях, что на 28,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.
Вместе с тем в абсолютных цифрах в 2005 году наибольшее количество дел возб>ждено именно таможенными органами СЗТУ.
По-прежнему высокой остается доля прекращенных дел об административных правонарушениях. За 9 месяцев 2005 года таможенными органами СЗТУ прекращено производство по 2 645 делам об административных правонарушениях, что составляет 25% от общего количества возбужденных дел.
Наибольшее количество решений о прекращении дел об административных правонарушениях в связи с отсутствием события либо состава административного правонарушения связано с необоснованным возбуждением должностными лицами функциональных отделов и подразделений таможенного контроля и таможенного оформления дел об административных правонарушениях при отсутствии на момент возбуждения события или состава административного правонарушения. Данные нарушения характерны для Балтийской, Новгородской, Санкт-Петербургской, Себежской таможен.
Кроме того, в таможенных органах Северо-Западного региона сложилась практика необоснованного возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц при наличии признаков уголовно-наказуемых деяний.
Анализ дел об административных правонарушениях, прекращенных в связи с возбуждением уголовных дел, показал, что на момент проведения таможенного контроля в действиях физических лиц усматривались признаки преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, наркотических средств, боеприпасов, товаров, стоимость которых превышала 250 тысяч рублей. Однако в нарушение требований статей 144, 145 УПК России проверка на предмет выявления признаков преступления не проводилась, уголовные дела не возбуждались, а принимались решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, в рамках которых осуществлялись процессуальные действия для сбора доказательств о совершении преступления.
Подобная практика не соответствует положениям уголовно-процессуального и административного законодательства и в случае прекращения уголовного дела приводит к необоснованному освобождению лиц от административной ответственности.
Данные нарушения выявлены в Калининградской, Кингисеппской, Псковской, Себежской, Санкт-Петербургской таможнях. Указанное нарушение допускается также в таможнях Южного, Приволжского, Дальневосточного таможенных управлений и Домодедовской таможне.
Причинами большинства нарушений законодательства об административных правонарушениях являются преждевременное возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения предварительной проверки, слабое знание законодательства Российской Федерации должностными лицами функциональных отделов и подразделений таможенного контроля и таможенного оформления, недостаточное использование установленных Таможенным кодексом Российской Федерации форм, методов и процедур таможенного контроля, неправильная правовая оценка должностными лицами таможенных органов собранных на этапе таможенного контроля и таможенного оформления данных о совершенном правонарушении.
Нарушения законодательства Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях и дознания по уголовным делам отмечаются органами прокуратуры.
В Северо-Западном регионе в I полугодии 2005 года внесен 91 акт прокурорского реагирования по делам об административных правонарушениях и 14 актов по уголовным делам.
Одной из главных причин допущенных нарушений законодательства Российской Федерации при производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях является слабый контроль за правоохранительной деятельностью со стороны руководителей правоохранительного блока таможенных органов и оперативных таможен, а также ненадлежащее осуществление организационно-методического руководства при осуществлении контроля.
Таможенными органами не всегда обеспечивается соблюдение таможенного законодательства. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности используют данную ситуацию с целью незаконного перемещения товаров и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Коллегия ФТС России решила:

1. Обратить внимание руководства Северо-Западного таможенного управления (П.В. Корчажкин) на имеющиеся серьезные недостатки в работе таможенных органов региона по обеспечению соблюдения законодательства при исполнении таможенными органами возложенных на них функций.
2. Начальнику Северо-Западного таможенного управления П.В. Корчажкину:
принять меры, направленные на усиление координирующей роли управления в обеспечении соблюдения законодательства на всех участках и направлениях деятельности таможенных органов региона и на повышение персональной ответственности руководителей таможен, таможенных постов за совершение незаконных решений, действий (бездействия) подчиненными им должностными лицами при осуществлении своих полномочий;
ужесточить контроль за мерами реагирования, принимаемыми подчиненными таможенными органами по результатам анализа судебных актов (судебных постановлений), принятых не в их пользу;
провести анализ причин негативной судебной практики, складывающейся при рассмотрении споров с участием Балтийской, Вологодской, Выборгской, Калининградской, Кингисеппской, Новгородской, Петрозаводской, Псковской, Санкт-Петербургской, Сортавальской и Сыктывкарской таможен и принять меры по их устранению, усилить индивидуальную работу с должностными лицами этих таможен, обеспечить повышение уровня их профессиональной подготовки, активизировать взаимодействие с судебными инстанциями по изучению и правильному толкованию таможенного законодательства;
в первом квартале 2006 года разработать комплекс мер, направленных на исключение практики необоснованного возбуждения дел об административных правонарушениях при отсутствии события или состава правонарушения, либо при наличии в действиях физических лиц признаков уголовно наказуемого деяния;
организовать регулярную сверку баз данных таможенных органов региона и органов транспортной инспекции на предмет выявления случаев отсутствия сведений о таможенном оформлении товаров, прибывших на таможенную территорию через расположенные в регионе пункты пропуска. При выявлении указанных фактов принимать меры по привлечению к ответственности лиц, незаконно перемещающих товары, а также должностных лиц таможенных органов, допустивших возможность такого незаконного перемещения. 3. Начальникам региональных таможенных управлений:
обеспечить разработку и реализацию комплекса мер, направленных на повышение авторитета института ведомственного обжалования, включая проведение в течение I полугодия 2006 года акций по приему жалоб и разъяснению возможности и порядка ведомственного обжалования;
ввести в практику работы таможенных органов рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения с участием представителей функциональных подразделений таможен, решения которых обжалуются;
проводить на регулярной основе совместные совещания с функциональными подразделениями региональных таможенных управлений и таможен, допускающих типичные нарушения таможенного законодательства, на основе анализа результатов рассмотрения жалоб на решения в сфере таможенного дела в целях исключения поступления повторных обоснованных жалоб;
доложить в ФТС России до 01.03.2006 о запланированных мероприятиях по проведению в 2006 году в регионе деятельности региональных таможенных управлений совместных встреч, совещаний, семинаров с представителями судебных органов, органов прокуратуры и следствия по линии Правового управления, Управления таможенных расследований и дознания, Главного управления федеральных таможенных доходов, Главного управления по борьбе с контрабандой и других заинтересованных структурных подразделений ФТС России с указанием вопросов, подлежащих обсуждению,
обеспечить взаимодействие правовой службы с функциональными структурными подразделениями, направленное на объективное и профессиональное рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела; в случае невыработки данными структурными подразделениями единой позиции по жалобе принимать решение по итогам проведенного совещания у начальника управления.
4. Начальникам таможенных органов:
обеспечить строгое соблюдение законодательства Российской Федерации должностными лицами таможенных органов;
принимать соответствующие меры реагирования к' должностным лицам таможенных органов, допустивших нарушение действующего законодательства, вплоть до увольнения из таможенных органов, а также при наличии оснований передавать материалы по таким лицам в правоохранительные органы;
усилить координацию действий структурных подразделений таможенных органов на всех уровнях управления и укреплять взаимодействие с другими правоохранительными органами;
регулярно анализировать правоприменительную практику таможенных органов с последующим обсуждением возникающих вопросов с правоохранительными органами, судами, деловыми кругами и по результатам проводимого анализа вносить в ФТС России предложения по совершенствованию таможенного законодательства.
5. Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов) совместно с Управлением кадров (Ю.В.Генералов) до 01.07.2006 разработать программное обеспечение, предусматривающее формирование автоматизированной базы данных, отражающей сведения о должностных лицах таможенных органов, в отношении которых проведены служебные проверки.
6. Управлению кадров (Ю.В.Генералов) совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов (А.Б.Воронин), Правовым управлением (Г.В.Баландина), Управлением таможенных расследований и дознания (А.А Шабунин) обеспечить разработку и реализацию комплекса мер, направленных на профилактику и предупреждение должностных правонарушений и укрепление служебной дисциплины.
7. Правовому управлению (Г.В.Баландина) организовать проведение в 2006 году стажировок представителей отделов рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела и контроля за соблюдением законности при привлечении к административной ответственности региональных таможенных управлений по обмену опытом работы с жалобами.
8. Заместителям руководителя ФТС России Ю.Ф.Азарову, А.Н.Волобуеву совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России:
подготовить до 01.04.2006 единый план мероприятий о проведении совместных встреч, совещаний, семинаров с представителями судебных органов, органов прокуратуры и следствия в 2006 году, организуемых как на уровне ФТС России, так и на уровне региональных таможенных управлений с учетом представленных региональными таможенными управлениями проектов планов; подготовить предложения по совершенствованию работы таможенных органов по соблюдению законодательства Российской Федерации при осуществлении ими своих функций, в том числе по правовому обучению должностных лиц таможенных органов и повышению статуса правовых подразделений таможенных органов.
9. Главному управлению федеральных таможенных доходов (А.Б.Воронин) совместно с Правовым управлением (Г.В.Баландина) до 01.03.2006 подготовить и направить в таможенные органы разъяснения по порядку принятия решений по таможенной стоимости ввозимых товаров.
10. Начальникам таможен:
повысить контроль за соблюдением подчиненными должностными лицами установленной Таможенным кодексом Российской Федерации процедуры принудительного взыскания таможенных платежей, в том числе сроков выставления требований об их уплате, а также наличием правовой аргументации принимаемых решений об уточнении и о корректировке таможенной стоимости;
принимать меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений таможенного законодательства, которые послужили основанием для удовлетворения жалобы вышестоящим таможенным органом;
усилить контроль за рассмотрением жалоб на решения в сфере таможенного дела, не перекладывая отмену незаконных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц на суды и вышестоящие таможенные органы;
обеспечить при выявлении признаков преступлений обязательное обжалование в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации постановлений прокуроров о необоснованном отказе в даче согласия на возбуждение уголовных дел вышестоящим прокурорам вплоть до Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
обеспечить при выявлении нарушений физическими лицами таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу первоначальное проведение проверки на предмет наличия признаков преступлений и только в случае их отсутствия - рассмотрение вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях;
в первом полугодии 2006 года принять у должностных лиц функциональных подразделений, подразделений таможенного оформления и таможенного контроля зачеты на знание основных положении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам обучения указанных должностных лиц, проведенного в соответствии с решением оперативного совещания у руководителя ФТС России 20.06.2005. Об исполнении доложить в Управление таможенных расследований и дознания до 01.08.2006.
11. Начальникам оперативных таможен разработать и утвердить до 01.10.2006 систему мер по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности, как сдерживающего фактора развития преступности в таможенной сфере, на основе более качественного использования имеющихся оперативных сил и средств, создания надежных оперативных позиций, применения методов анализа и управления рисками с целью получения упреждающей информации о попытках противоправных действий.
12. Обязать руководителей таможенных органов всех уровней неукоснительно соблюдать требования распоряжения ФТС России от 15.04.2005 Р-146-Р/ДСП О порядке информирования подразделениями собственной безопасности начальников региональных таможенных управлений и таможен , острее реагировать на все выявленные негативные проявления, принимать меры, направленные на локализацию наступления возможных вредных последствий.
13. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии ФТС России возложить на заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову.

Председатель коллегии, руководитель
ФТС России генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов