Приказ ФСТЭК РФ № 243 от 2009-07-17 00:00:00

О внесении изменений в административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 Г. N 78

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249) приказываю:
1. Внести изменения в Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденный Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 4 апреля 2008 г. N 78 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2008 г., регистрационный N 11602) (с изменением, внесенным Приказом ФСТЭК России от 5 августа 2008 г. N 218, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2008 г., регистрационный N 12131), согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Установить, что абзацы с семнадцатого по двадцать девятый пункта 3 и абзацы со второго по седьмой пункта 11 приложения к настоящему Приказу вступают в силу с 1 января 2010 г.

Директор Федеральной службы
по техническому и
экспортному контролю
С.ГРИГОРОВ

Приложение
к Приказу ФСТЭК России
от 17 июля 2009 г. N 243

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ (В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ) КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ И (ИЛИ) ИМПОРТОМ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ИНФОРМАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАВ НА НИХ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ ФСТЭК РОССИИ ОТ 4 АПРЕЛЯ 2008 Г. N 78

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Исполнение государственной функции по контролю за экспортом и импортом осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1);
Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101;
2007, N 49, ст. 6044, ст. 6079);
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, N 30, ст. 3616);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249);
Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 8, ст. 742; 1997, N 4, ст. 523, N 20, ст. 2234; 2000, N 19, ст. 2062, N 26, ст. 2749; 2004, N 6, ст. 411; 2005, N 47, ст. 4879);
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96 "О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 550; 2002, N 25, ст. 2398; 2005, N 18, ст. 1664);
Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3441; 2004, N 8, ст. 636; 2005, N 49, ст. 5203; 2007, N 33, ст. 4185);
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3542; 2007, N 6, ст. 730);
Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст. 208; 2006, N 42, ст. 4349);
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 19, ст. 1881; 2005, N 49, ст. 5201; 2008, N 10, ст. 912);
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541;
2005, N 13, ст. 1138; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431);
Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4288);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 40, ст. 4964;
1999, N 51, ст. 6354; 2000, N 52, ст. 5153; 2001, N 17, ст. 1715; N 24, ст. 2459; N 26, ст. 2677; N 40, ст. 3843);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 "Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5153; 2001, N 36, ст. 3571; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2006, N 52, ст. 5589; 2007, N 45, ст. 5506);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 294 "Об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1713; 2005, N 7, ст. 562; 2008, N 30, ст. 3627);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1715; N 41, ст. 3959; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562;
2008, N 50, ст. 5946);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2459; 2002, N 41, ст. 3983; 2004, N 20, ст. 1949;
2005, N 7, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2677; 2003, N 7, ст. 643; 2005, N 7, ст. 560, ст. 562);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст. 3683; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 38, ст. 4556; 2008, N 35, ст. 4038);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 40, ст. 3843; 2002, N 41, ст. 3983; 2005, N 7, ст. 562; 2007, N 6, ст. 760; 2008, N 50, ст. 5946);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3509; 2008, N 30, ст. 3645);
настоящим Регламентом.".
2. Абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"Контроль за экспортом и импортом осуществляется с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений участниками ВЭД требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (далее - проверки), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также с целью систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения участниками ВЭД обязательных требований при осуществлении внешнеэкономической деятельности.".
3. Пункт 4 - 9 изложить в следующей редакции:
"4. Проверки в отношении участников ВЭД могут быть плановыми и внеплановыми.
Предметом плановой проверки является соблюдение участником ВЭД в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности обязательных требований.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
5. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана осуществления управлениями ФСТЭК России по федеральным округам контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - ежегодный план), являющегося составной частью общего плана осуществления проверочных мероприятий ФСТЭК России, утверждаемого директором ФСТЭК России.
В ежегодном плане указываются следующие сведения:
1) наименования участников ВЭД - юридических лиц, фамилии, имена, отчества участников ВЭД - индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование территориального органа ФСТЭК России, осуществляющего конкретную плановую проверку.
Информация о включении участника ВЭД в ежегодный план в письменной форме в срок не позднее 30 дней от даты утверждения ежегодного плана доводится до указанного участника ВЭД.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

--------------------------------------------------------------------------------
Абзацы с семнадцатого по двадцать девятый пункта 3 приложения к данному документу вступают в силу с 1 января 2010 года.
--------------------------------------------------------------------------------

6. Предметом внеплановой проверки является соблюдение участником ВЭД обязательных требований, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства (в том числе выполнению международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения).
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения участником ВЭД ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в ФСТЭК России (ее территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
а) возникновения угрозы безопасности государства (в том числе невыполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения);
б) причинения вреда безопасности государства (в том числе невыполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ФСТЭК России (ее территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Внеплановая проверка участников ВЭД, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 настоящего пункта, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких участников ВЭД.
7. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах участника ВЭД, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний ФСТЭК России (ее территориального органа).
Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения ФСТЭК России (ее территориального органа).
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах участника ВЭД сведения, а также соответствие обязательным требованиям порядка реализации участником ВЭД товаров (выполнения работ, предоставления услуг) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения участника ВЭД - юридического лица, месту осуществления деятельности участника ВЭД - индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
8. При проведении проверок члены проверочных комиссий не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции ФСТЭК России;
осуществлять выездные плановые и внеплановые проверки в случае отсутствия при их проведении руководителя участника ВЭД (иного уполномоченного им лица), за исключением случая причинения вреда безопасности государства (в том числе невыполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения);
требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
отбирать образцы продукции (пробы) для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов (проб) по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу участникам ВЭД предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
9. При проведении проверок члены проверочных комиссий обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы участника ВЭД, проверка которого проводится;
проводить проверку на основании приказа ФСТЭК России (руководителя территориального органа ФСТЭК России) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа ФСТЭК России (руководителя территориального органа ФСТЭК России) и в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 6 настоящего Регламента, копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства (в том числе для выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании участником ВЭД в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
не требовать от участника ВЭД документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя участника ВЭД (иного уполномоченного им лица) ознакомить его с положениями настоящего Регламента;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.".
4. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. В случае выявления при проведении проверки нарушения участником ВЭД обязательных требований члены проверочной комиссии, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание участнику ВЭД об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда обеспечению безопасности государства (в том числе невыполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность участника ВЭД представляет непосредственную угрозу причинения вреда безопасности государства (в том числе невыполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения) или такой вред причинен, ФСТЭК России (ее территориальный орган) обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности участника ВЭД в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.".
5. В пункте 12 слово "камеральной" заменить словом "документарной".
6. В абзаце втором пункта 14 слово "проведения" исключить.
7. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Принятие решения о проведении проверки.
15.1. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Регламента, работник ФСТЭК России (ее территориального органа), уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки:
собирает все имеющиеся в ФСТЭК России (ее территориальном органе) материалы в отношении участника ВЭД, в том числе данные о предоставленных лицензиях, полученных заключениях о применении мер нетарифного регулирования, акты по результатам предыдущих проверок, сведения о результатах устранения выявленных нарушений, иные материалы;
при необходимости обеспечивает подготовку и направление запросов в другие органы государственной власти и иные организации;
проводит анализ имеющихся и полученных по запросам материалов в отношении участника ВЭД в целях определения необходимости проведения выездной проверки или достаточности осуществления документарной проверки; анализирует материалы, позволяющие отнести участника ВЭД в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства.
В том случае если участник ВЭД относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, работник ФСТЭК России (ее территориального органа), уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении внеплановой выездной проверки, готовит проект заявления о согласовании проведения проверки в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности такого участника ВЭД.
15.2. Проверки проводятся по решению директора ФСТЭК России (замещающего его лица) или по решению руководителя территориального органа ФСТЭК России, согласованному с центральным аппаратом ФСТЭК России. Решение о проведении проверки оформляется приказом ФСТЭК России или приказом руководителя территориального органа ФСТЭК России в соответствии с установленной типовой формой. Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915).
15.3. В день подписания приказа о проведении внеплановой выездной проверки участника ВЭД, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, в целях согласования ее проведения в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, заявление установленной формы о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки участника ВЭД и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
15.4. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда безопасности государства (в том числе выполнению международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения), обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер ФСТЭК России (ее территориальный орган) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных пунктом 15.3 в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
15.5. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. При получении решения прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки директором ФСТЭК России (замещающим его лицом) или руководителем территориального органа ФСТЭК России принимается решение об отмене проверки и при необходимости о направлении жалобы вышестоящему прокурору или в суд.".
8. Пункт 16.3 изложить в следующей редакции:
"16.3. О проведении плановой проверки участник ВЭД уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 6 настоящего Регламента, участник ВЭД уведомляется ФСТЭК России (ее территориальным органом) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности участника ВЭД причинен или причиняется вред безопасности государства (в том числе выполнению международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) предварительное уведомление участника ВЭД о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.". 9. Абзац первый пункта 16.4 исключить.
10. Пункт 16.5 исключить.
11. Пункт 17.1 и 17.2 изложить в следующей редакции:

--------------------------------------------------------------------------------
Абзацы со второго по седьмой пункта 11 приложения к данному документу вступают в силу с 1 января 2010 года.
--------------------------------------------------------------------------------

"17.1. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении ФСТЭК России (ее территориального органа) документах участника ВЭД;
оценить соответствие деятельности участника ВЭД обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Срок проведения выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц ФСТЭК России (ее территориального органа), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен директором ФСТЭК России (руководителем территориального органа ФСТЭК России), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
17.2. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения членами проверочной комиссии. При этом руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку вручается заверенная печатью копия приказа ФСТЭК России (руководителя территориального органа ФСТЭК России) о проведении проверки.
По требованию подлежащих проверке лиц члены проверочной комиссии обязаны представить информацию о полномочиях ФСТЭК России (ее территориального органа) в части, касающейся проводимой проверки, а также ознакомить с настоящим Регламентом.
Председатель проверочной комиссии знакомит подлежащих проверке лиц с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.".
12. Пункт 17.3 после слов "о допуске" дополнить словами "к государственной тайне".
13. В абзаце шестом пункта 17.4 слово "истребовать" заменить словом "требовать".
14. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Проведение документарной проверки.
18.1. В процессе проведения документарной проверки членами проверочной комиссии в первую очередь рассматриваются документы участника ВЭД, имеющиеся в распоряжении ФСТЭК России (ее территориального органа), акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого участника ВЭД государственного контроля (надзора).
Срок проведения документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней и исчисляется со дня получения председателем проверочной комиссии от участника ВЭД указанных в запросе документов.
18.2. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении ФСТЭК России (ее территориального органа), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение участником ВЭД обязательных требований, председатель проверочной комиссии подготавливает и в установленном порядке направляет мотивированный запрос участнику ВЭД с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа о проведении проверки.
В случае необходимости председатель проверочной комиссии установленным порядком запрашивает соответствующую информацию у других органов государственной власти и иных организаций.
18.3. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса участник ВЭД обязан направить в ФСТЭК России (ее территориальный орган) указанные в запросе документы.
18.4. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя участника ВЭД или иного уполномоченного им лица.
18.5. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных участником ВЭД документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у ФСТЭК России (ее территориального органа) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), председатель проверочной комиссии подготавливает и в установленном порядке направляет участнику ВЭД письмо с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. 18.6. Участник ВЭД, получивший письмо с требованием о представлении необходимых пояснений, наряду с запрашиваемыми пояснениями вправе представить дополнительно в ФСТЭК России документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
18.7. Члены проверочной комиссии обязаны рассмотреть представленные участником ВЭД пояснения и дополнительно представленные документы. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований, директор ФСТЭК России (руководитель территориального органа ФСТЭК России) вправе принять решение о проведении выездной проверки.
18.8. При проведении документарной проверки члены проверочной комиссии не вправе требовать у участника ВЭД сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.".
15. Пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Оформление результатов проверки.
19.1. По результатам проверки членами проверочной комиссии составляется акт по установленной форме. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915).
19.2. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников участника ВЭД, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
19.3. Акт проверки составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми членами проверочной комиссии, участвовавшими в проверке.
В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами проверочной комиссии в акте проверки делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.
В случае несогласия члена проверочной комиссии с содержанием акта проверки он излагает (в письменной форме) свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки.
Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки.
Первый экземпляр акта хранится в ФСТЭК России (ее территориальном органе).
19.4. При проведении выездной проверки второй экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта. В случае отсутствия руководителя участника ВЭД (иного уполномоченного им лица), а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки делается соответствующая отметка в первом экземпляре акта, которая удостоверяется подписями членов проверочной комиссии. При этом второй экземпляр акта в срок не позднее дня, следующего за днем составления акта, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки.
19.5. При проведении документарной проверки второй экземпляр акта вручается руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня подписания акта.
19.6. При проведении проверки обособленного подразделения участника ВЭД - юридического лица копия первого экземпляра акта направляется участнику ВЭД - юридическому лицу.
19.7. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю участника ВЭД (иному уполномоченному им лицу) под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки.
19.8. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия первого экземпляра акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
19.9. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
19.10. Председателем проверочной комиссии в журнале учета проверок осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании ФСТЭК России (ее территориального органа), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности членов проверочной комиссии и проставляются их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
19.11. Руководитель участника ВЭД (замещающее его лицо) в течение пятнадцати дней со дня получения знакомится с актом, подписывает его и направляет копию второго экземпляра акта в ФСТЭК России (ее территориальный орган).
В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений руководитель участника ВЭД (замещающее его лицо) в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в ФСТЭК России (ее территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом участник ВЭД вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ФСТЭК России (ее территориальный орган).
19.12. Акт рассматривается лицом, назначившим проверку, в срок, не превышающий десяти рабочих дней от даты получения акта, подписанного участником ВЭД.
19.13. В случае если руководитель участника ВЭД (замещающее его лицо) отказался от подписания акта либо не направил копию второго экземпляра акта в ФСТЭК России (ее территориальный орган) в срок, предусмотренный в пункте 19.11 настоящего Регламента, в первом экземпляре акта производится соответствующая запись.
19.14. В случае ненаправления в ФСТЭК России (ее территориальный орган) руководителем участника ВЭД (замещающим его лицом) копии второго экземпляра акта либо нарушения срока его направления, предусмотренного в пункте 19.11 настоящего Регламента, лицо, назначившее проверку, рассматривает акт и в срок, не превышающий 45 дней с даты вручения (направления) участнику ВЭД экземпляра акта, принимает решение в отношении участника ВЭД в соответствии с пунктом 20 настоящего Регламента.
19.15. По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в ФСТЭК России (ее территориальном органе).
19.16. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения участником ВЭД обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления участника ВЭД. 19.17. К грубым нарушениям относится:
1) отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении плановой проверки;
2) отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
4) проведение проверки без приказа директора ФСТЭК России (руководителя территориального органа ФСТЭК России);
5) требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок;
6) непредставление акта проверки.".
16. В абзаце пятом пункта 20.1 слова "сроки, указанные в пунктах 19.7, 19.9 настоящего Регламента," заменить словами "течение 10 дней".
17. В абзаце пятом пункта 21:
слова "Управления экспортного контроля" исключить;
после слов "ФСТЭК России" дополнить словами "(ее территориальных органов)".
18. Приложение N 1 к Регламенту изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
19. Приложения N 2 - 4, 6 и 9 к Регламенту исключить.
20. В приложении N 8 к Регламенту слова "требованием о представлении документов/сведений" заменить словами "перечнем документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки", слова "требования о представлении документов" заменить словами "перечня документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки".